УРОК 13
1 КНИГА
Мораль и нравственность в каждом обществе своя. Будучи усвоенной обществом она влияет на поступки человека.
В буржуазном обществе мораль построена на индивидуализме. Это верно, потому что дух этого общества – обогащение и нажива.
В социалистическом обществе, дух которого в коллективизме и взаимопомощи, мораль строится на заботе о благе народа и возможности духовного роста для каждого в условиях коллектива.
Революция привела общество к социализму и возможности строить комунизм.
Моральный кодекс коммунистов это короткие и ясносформулированные нормы морали, которые должен выполнять социалист для того чтобы придти к комунизму. В них содержится такие пункты как честный труд и стремление к нему как к самому факту труда и получение от этого удовольствия.
При том мораль коммунизма отличается от других моралей, тем что не защищает собственнический класс, и в таком обществе не будет эксплуатаций и собственников, будут важны все потребности каждого человека.
Далее основные принципы и соответствующие заповеди кодекса комунизма:
Борьба за укрепление и завершение коммунизма, преданность делу коммунизма
Коммунизм – это высшая форма организации общественной жизни, самый справедливый общественный строй. Как по материальному благосостоянию и высоте культуры, так и по своему нравственному совершенству коммунистическое общество не имеет себе подобных в истории человечества.
Поэтому борьба за построение коммунистического общества является высшим критерием коммунистической нравственности.
Все свои действия и поступки мы должны рассматривать прежде всего с точки зрения их отношения к коммунизму: полезен или вреден данный поступок для коммунизма. Только с таким критерием мы обязаны подходить к моральной оценке поведения людей как в общественной, так и в личной жизни.
Поэтому истинная преданность коммунизму – прежде всего честный и самоотверженный труд на благо общества, любовь и уважение к трудящимся. Каждый из нас должен отдавать отчет перед своей совестью в том, что он сделал вчера и сегодня, что сделает завтра для приближения коммунизма.
Быть преданным коммунизму – значит развивать в себе высокие нравственные качества: честность, правдивость, искренность, принципиальность, мужество, уважение к людям, сознание своего долга перед социалистическим обществом и братской семьей социалистических стран.
Строить коммунизм, создавать светлое будущее мы можем только под руководством созданной Лениным великой партии коммунистов. Только она, эта марксистская партия, всегда боролась и борется за свободу и счастье народа. Поэтому преданность коммунизму – это преданность Коммунистической партии, непоколебимая вера ей, её Центральному Комитету.
Преданность коммунизму, высокая идейность помогают советским людям «всегда бороться и никогда не устать». «Идейный!» – это высшая оценка человека, в которой в единый сплав слиты беззаветная преданность коммунизму, нравственная чистота, духовное богатство.
С первой заповедью морального кодекса, требующей преданности коммунизму, социалистической Родине и странам социализма, неразрывно связана и другая заповедь, которая гласит:
«Непримиримость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов».
Каждый за всех, все за одного
Коллективизм – один из источников силы и жизнеспособности нашего государства.
Он выражает отношения между личностью и обществом, построенные на взаимной поддержке: человек – обществу, общество – человеку.
Индивидуалисты же напротив, эгоисты которые думают о себе в первую очердь, потому как их строй состоит из эксплуатации и собственичества
Идеологи буржуазии искренне говорили о благе человека. Но, придя к власти, буржуазия «забыла» о человеке, её индивидуализм стал враждебным обществу, из него исчезло демократическое содержание, он стал антигуманистическим, аморальным, а в конце XIX в. нашел свое наиболее яркое проявление в философии Ницше с его «сверхчеловеком», «сильной личностью», призванной управлять миром и не связанной в своих устремлениях никакими правилами и нормами.
В этих условиях бедствие и несчастье одного – успех и радость для другого. Врач заинтересован в том, чтобы было больше болезней, ибо тогда у него будет больше заработок. Тот, кто имеет много хлеба, мечтает о засухе, потому что тогда ему удастся выгоднее продать свой хлеб.
В коммунизме же напротив личность несет ответственность за свой труд, за свое поведение перед коллективом, а коллектив дополняет эту личную ответственность своей моральной ответственностью за поведение и воспитание каждого члена коллектива. Общественная собственность, совместный труд, единство цели сближают, сплачивают людей, порождают у них чувство взаимопомощи, доверия, товарищеского сотрудничества.
И народ в подавляющем большинстве понял силу коллективизма, объединился вокруг партии Ленина и явил всему миру невиданное морально-политическое единство, ставшее одной из движущих сил развития нашего общества. В основе этого единства лежит совпадение интересов личности и коллектива.
Каждый труженик социалистического общества понимает, что в зависимости от роста общественного хозяйства находится и удовлетворение его личных потребностей. Он не только умом, но всем своим существованием чувствует, что социализм – это самый прогрессивный строй. Люди социалистического общества строят свое будущее, в котором им предстоит жить. Они стремятся увеличить выпуск продукции, потому что знают, что она пойдет на удовлетворение их потребностей. Такое положение создает замечательные условия для воспитания членов коммунистического общества в духе заботы об общественных интересах, в духе коллективизма.
Но заповедь морального кодекса «Каждый за всех, все за одного» вовсе не означает взаимного покрытия проступков, т. е. круговой поруки. Наоборот, коммунистическая нравственность требует, чтобы каждый человек сознавал свою моральную ответственность не только за себя, за свой труд, но и за дела всего коллектива, за всё, что делается в нашей стране.
Руководствоваться принципом коллективизма – значит считать интересы общества своими главными интересами, всегда ставить общественное выше личного. Это не означает, что мы отказываемся от личного, выступаем в роли аскетов. Ничего подобного. Это означает, что мы твердо усвоили очень важную истину, заключающуюся в том, что жизненный успех каждого человека является частицей успеха коллектива, общества. Действуя в интересах коллектива, мы всегда действуем и в своих интересах. Забывая об интересах коллектива и действуя только в своих личных, корыстных интересах, мы наносим ущерб и себе, и обществу. Поэтому коммунистическая мораль говорит: думай прежде всего о благе общества, тем самым ты умножишь и личное.
Наша жизнь богата примерами замечательного, благотворного воздействия коллектива на личность. На многих предприятиях большое распространение получил метод коллективного обсуждения проступков своего товарища. На заводах и фабриках Москвы, Ленинграда, Баку, Свердловска, Волгограда и других городов зародился обычай вызывать провинившегося товарища «на плиту», «на круг», где он должен дать ответ товарищам за свои поступки.
Практика показывает огромную действенность такого метода воспитания человека. Коллективное обсуждение поступка будит в человеке целый ряд чувств: совесть, самолюбие, стыд. В то же время человек видит, что товарищи стремятся помочь ему исправиться, занять в жизни достойное место. Эта форма воспитания заслуживает пристального внимания, и нет никакого сомнения, что жизнь подскажет новые, ещё более эффективные способы и методы воздействия коллектива на человека, нарушившего нормы коммунистической нравственности.
Чувство ответственности коллектива за поступки отдельных товарищей, стремление предупредить их повторение в дальнейшем, осуждение их – замечательная черта высокого морального облика нашей современной молодежи, всего нашего народа,
Кто не работает, тот не ест
Труд перестает быть повинностью в социалистическом обществе, потому что каждый трудится для друг друга и тем самым на благо себе. Труд теряет свою привлекательность, когда делается для того чтобы увеличить капитал хозяина.
Но, с другой стороны, в процессе труда у человека складывается иное отношение к нему. Трудящийся видит, что он создает материальные ценности, производит все необходимое для жизни. В нём вырабатывается уважение к труду, гордость за свое умение работать, понимание необходимости труда. Народ издавна ценил умельцев. Это нашло отражение в народном творчестве. Достаточно упомянуть хотя бы сказку о тульском мастере, который сумел блоху подковать. «Золотые руки» – звал и зовет народ мастеров своего дела.
С победой социализма в революции, все стало пренадлежать крестянам, рабочим. Фабрики, транспорт, земля это все осчастливило тех, кто и раньше жил пониманием истины нравственности. Девиз кто не работает тот не ест, стал определением такого строя общества. И это справедливо, ведь каждый будет нести вклад в общество для самого себя.
Труд стал нести моральный смысл, человек чувствовал себя частью чего то стоящего и целого, коммунизма, который неминуемо ведет к нравственности каждого и настоящей демократии, когда люди сами определяют мораль своим высоким уровнем нравственности.
Началом коммунизма Ленин назвал ситуацию, когда рабочие добровольно вышли в выходной день и приняли единогласно это решение, для того чтобы не щадя себя принести пользу коммунизму и увеличить производительность труда
Это мораль которая появилась впервые в мировом масштабе, советские люди показали на что способно человечество без эксплуатации труда. Каждый хочет внести вклад в развитие комунизма и гордится своей любовью к труду.
Советский человек закончив работу берется за следущую, зная что ее можо сделать еще быстрее и лучше, он горд собой и знает что вносит неоценимый вклад в становление нового общества. В капитализме этого достичь невозможно, потому что каждый хочет прокормить себя да побольше, работая только ради этой цели, поэтому такой человек не принесет стоящей пользы своему начальнику.
Кроме того, проявление достойного коммунизму человека, это так же помощь напарникам при их отставании, не понимании процессов. В ущерб себе и своему материальному достатку комунитсы помогают отстающим коллегам, чтобы обучить их и повысить производительность.
Советские швеи решили в ущерб себе не тратить время на пересменку и подсчет выработки и договорились что будут отвечать совместно и за брак и за лень другого, таким образом их выработка увеличилась в несколько раз и они получили еще больший доход!
Даже пенсионеры очень хотели работать, говоря что не годы, а горячее желание жить до последних своих дней интересами общества определяет возраст человека.
Советский человек понимает, что в росте общественного богатства заключено и его богатство, и его счастье, и его свобода. Он видит, как вместе, рядом с ним миллионы его друзей, товарищей, земляков с радостью строят прекрасную жизнь. Захваченный этим всенародным порывом, человек не просто работает, он творит, и его труд становится искусством.
Но моральные стимулы нельзя оторвать от материальных, между ними нет резкой разграничительной линии.
Человек из хороших побуждений, из высоких моральных стремлений добивается повышения производительности труда или вносит рационализаторское предложение, а в результате он же, как член социалистического общества, получает от этого материальную выгоду.
Но все дело в том, что он добивается успехов в труде, руководствуясь не столько личными интересами, сколько правильно понятыми им интересами материального и духовного роста всего общества.
Советскому человеку ничего не бывает безразлично, он чувствует себя в ответе за все потому что он и есть хозяин.
В нашем обществе должны трудиться все: «Кто не работает, тот не ест». А что это значит? Это значит, что в нашей стране никто, ни один человек не имеет права присваивать себе то, что сделано другими.
Почему в семье работает только один и кормит всех? Человек который не работает лишает себя возможности развития в трудовом коллективе и не имеет морального права пользоваться благами человечества.
Почему уборщица получает меньше всех?
Мы не собираемся отрицать, что у нас ещё существует фактически не равное распределение. Но оно является следствием того, что наше производство не может пока полностью удовлетворить все потребности трудящихся. Это необходимый этап на пути к благородным, прекрасным и привлекательным принципам коммунизма. И мы все силы прилагаем к тому, чтобы как можно скорее создать материально-техническую базу коммунизма, которая даст нам возможность постепенно заменить принцип распределения «каждому по труду» принципом «каждому по потребности».
Что же для этого нужно?
Во-первых, ни в коем случае не ослаблять на данном этапе нашего развития принципа оплаты по труду. Каждый человек должен чувствовать свою материальную заинтересованность в труде.
Во-вторых, усилить контроль за мерой труда и мерой потребления, с тем чтобы никто не мог получать и потреблять больше, нежели он зарабатывает.
В-третьих, систематически и неустанно воспитывать в людях коммунистическое отношение к труду, понимание того, что труд первейшая обязанность каждого человека, что от работы каждого из нас зависит скорейший переход к коммунистическому распределению, к полному и всестороннему удовлетворению всех потребностей человека.
Человек должен видеть итоги своего труда не только в выполнении государственных планов, но и в улучшении своего материального положения, в непосредственном вознаграждении за свой труд. Справедливая оплата за труд является, таким образом, мощным материальным стимулом к более производительному труду.
Оплата труда одного из рабочих не поднималась из-за его трудолюбия и желания работать даже в мороз. Тогда он решил расчитаться, на что начальство его расчитало и не подумало о том, что это тревожный звонок и нужно что то изменить.
Пора понять, что при нормальных взаимоотношениях администрации с трудящимися, при отсутствии недостатков в вопросах нормирования, при справедливой оплате за труд наши люди все сделают для скорейшего поднятия производительности труда.
Подлинная культура труда – это работа, при которой человек относится к процессу производства вдумчиво, сознательно, когда человек постоянно изыскивает способы экономии сырья, ещё большего совершенствования методов труда, инструментов, соблюдает чистоту и порядок на рабочем месте.
Созданное своим трудом надо беречь. Поэтому для советского народа характерна новая, замечательная моральная черта – бережное отношение к социалистической собственности. Одной из заповедей морального кодекса является забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния.
Но бережливость не ограничивается лишь разумным использованием материальных ценностей. В не меньшей мере проявляется она в повышении производительности труда. Лишь на двух участках нашей шахты, например, благодаря внедрению автоматизации число мотористов сократилось в девять раз. Высвободившиеся работники перешли на другие участки. Огромную экономию даёт совмещение профессий бригадира и мастера в подготовительных сменах...
Казалось бы, простые, обычные факты. Но разве они не свидетельствуют о том, что поведение советских людей все больше определяется общественными интересами, нормами коммунистической морали».
Ведь труд простых людей при капитализме не пользуется общественным признанием. Он не приносит горняку ни счастья, ни славы. Совсем не то, что у нас. Побывав в капиталистической стране, я ещё больше убедился в том, что наше, социалистическое отечество – самое бережливое. И это понятно. Ведь советские люди знают, что, чем быстрее растет общественное богатство, тем лучше, зажиточнее жизнь каждого. Личное и общественное у нас гармонично связаны между собой».
Добросовестное отношение к труду и социалистической собственности предполагает непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству, ибо все эти пережитки прошлого, порожденные частной собственностью и эксплуатацией человека человеком, несовместимы с честным общественно полезным трудом. Эта заповедь записана в моральном кодексе строителя коммунизма.
Тунеядцы создают видимость работы, маскируют свое безделие или трудятся только для себя.Их труд для личного обогащения и они идут на все для достижения этой цели. Тунеядцев надо презирать
Люди будут трудиться и тем самым научатся механизировать работы, но это так же не подтолкнет их к тому чтобы потерять любовь к труду. Тогда мир будет развиваться и потребности каждого удовлетворяться в полной мере. Ради этого стоит жить чтобы вести эволюцию к развитию, доброте, труду, счастью, братству.
Человек человеку – друг, товарищ и брат. Социалистический гуманизм
Принцип комунизма это гуманизм, любовь к человеку.Человек человеку друг брат и товарищ.
В буржуазии на практике нет гуманизма, его только проповедуют.
Основой гуманизма в социалистическом обществе является общественная собственность, отсутствие эксплуатации человека человеком. Он предполагает заботу не только об обществе в целом, но и о каждом отдельном человеке. Социалистический гуманизм проявляется в отношениях взаимопомощи и сотрудничества, составляющих неотъемлемую черту нравственного облика советских людей, свободных от страха перед нищетой, безработицей, не знакомых с заботой о куске хлеба. В социалистическом обществе человек – самая большая ценность.
А разве не явный порок буржуазного общества то, что по его вине происходят войны, когда уничтожаются миллионы жизней, сметаются с лица земли целые города, гибнут огромные материальные ценности? И все это делается с помощью самых современных достижений человеческого разума, науки, техники. Разве это не преступно?
Социализм считает что любить людей это значит ненавидеть всё, что паразитирует, что не даёт возможности жить человеку полной жизнью, пользоваться всеми благами, созданными его трудом.
А не дает человеку именно собственничество и эксплуатация.
Не нужно кормить голодного, нужно уничтожить причины того почему люди бывают голодны.
Любовь к людям не имеет отношения по коммунизму к религии и реальной любви к каждому человеку. Комунист стремится к обществу в котором будет именно так и порицает тех кто не идет к этому.
В обществе где есть капитализм неуместо думать что все вокруг братья, потому как это не дает возможность придти к комунизму.
Чем больше у коммунистов любви к трудящимся, тем больше презрение к угнетателям капиталистам и поисков их разоблачения
Поэтому одной из нравственных заповедей нашего морального кодекса является: «Непримиримость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов».
Добро суровым должно быть!
«Коммунисты видят свою историческую миссию не только в том, чтобы упразднить эксплуатацию и нищету в мировом масштабе и навсегда исключить возможность любой войны из жизни человеческого общества, но уже в современную эпоху избавить человечество от кошмара новой мировой войны. Коммунистические партии всех стран посвятят осуществлению этой великой исторической миссии все свои силы и энергию».
При этом коммунисты никогда не начнут войну,но будут иметь все средства чтобы защитить себя от войны с которой пойдет капитализм.
Равнодушие противоречит коммунизму и провоцирует небережливость.
Есть немало ещё и руководителей, проявляющих заботу о плане и полное равнодушие к нуждам подчиненных. Не помог председатель колхознику достать корм для коровы и толкнул его тем самым на преступление; ибо корм нужен, а купить его негде. Вот и приходится колхознику идти против своей совести, «ловчить» и изворачиваться.
У советского человека растут потребности к моде, а это значит что капитализм растет и скоро распределение еды сойдет на нет.
Бездушное отношение к человеку недопустимо, потому как коммунист избавлен от всего паразитического.
Не можем мы назвать братьями, друзьями и товарищами тех людей, которые не желают трудиться, не помогают нам строить коммунизм, а стремятся любыми средствами жить за счет других. Мы постараемся перевоспитать их, поможем им, протянем руку, с тем чтобы вытащить их из болота частнособственнических вожделений. Нам дорог каждый человек. Но если они будут продолжать заниматься антинародными делами, если они будут стремиться всеми способами «делать деньги», если они не пожелают жить в рамках нашего кодекса, то пусть они поймут, что, выйдя из этих рамок, они рискуют попасть в сферу действия Уголовного кодекса.
На первый раз можно простить и перевоспитать, но если человек не поймет, то нельзя быть к нему благосклонным, потому что такому человеку нет места в обществе. Обычно первого предупреждения хватает всем.
«Ненависть священна,– писал Э. Золя.– Ненависть – это возмущение сильных и могучих сердец, это воинствующее презрение тех, в ком пошлость и глупость вызывают негодование. Ненавидеть – это значит любить, значит ощущать в себе душу пылкую и отважную, значит глубоко чувствовать отвращение к тому, что постыдно и глупо».