Для закрепления материала, просвещайся
РАССТРОЙСТВА ВЛЕЧЕНИЙ
Расстройства влечений непосредственно затрагивают сферу потребностей человека.
Потребности очень разнообразны. Многие из них имеют фундаментом физиологические функции. Пока действует сознание, все потребности преломляются через него. Сознание дает им оценку, выделяет из них первостепенные, разрабатывает планы, как достичь желаемого. В сознании отражается и получаемое удовлетворение - в форме чувства победы, повышения настроения. Но человеческая удовлетворенность эфемерна, недаром возник миф о Сизифе, и приходится заново стремиться к той же цели, которая ранее была достигнута. Устанавливаются круги жизненных явлений, которые вращаются энергией влечений.
Иногда элементы этих циклов начинают выходить за нормальные рамки и сопровождаются расстройством психических функций. В некоторых таких случаях направленность влечения противоречит моральным и иным законам, например, при педофилии. В других случаях вектор устремлений не запретен, однако действия по реализации влечения извращаются и принимают чрезмерные масштабы, как при булимии.
В современной международной классификации болезней можно выделить следующие группы расстройств влечений:
• Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (примеры: алкоголизм, наркомания);
• Расстройства приема пищи (примеры: нервная анорексия, булимия);
• Патологическое влечение
- к азартным играм,
- к поджогам (пиромания),
- к воровству (клептомания);
• Расстройства сексуального предпочтения (п.едофилия, са.дома.зохизм и т. д.).
Самыми распространенными из перечисленных расстройств являются алкоголизм и наркомания. В нашей стране на диспансерном учете находятся около 2 миллионов алкоголиков и порядка 700 тысяч наркоманов, хотя многие люди с зависимостями не попадают в поле зрения наркологов и психиатров. - Есть оценки, согласно которым, в России больных алкоголизмом не менее 3 миллионов, а больных наркозависимостью - от 3 до 8 миллионов.
По данным из США, больные нервной анорексией составляют примерно 0,5% от всех людей в молодых возрастных группах, причем соотношение женщин к мужчинам оценивается как 9:1.
Согласно результатам опроса, проведенного в Германии, включавшем несколько тысяч мужчин, 0,8% из них имели сек.су.альный контакт с детьми, то есть практиковали педофилию.
Все эти цифры говорят о масштабе проблем, связанных с нарушениями влечений.
В перечень расстройств влечений следовало бы включить разновидности компьютерной зависимости, но официально это еще не сделано.
Встречающиеся в нашей практике диагнозы:
"Синдром зависимости от алкоголя, средней стадии".
"Синдром зависимости от нескольких психоактивных веществ".
"Расстройство сексуального влечения в форме гомосексуальной педо-эфебофилии." Фактически, последний диагноз подразумевает, что в.зрослый мужчина склонен к совершению действий сексуального характера в отношении мальчиков-подростков и юношей.
Существует взгляд, согласно которому к нарушениям влечений следует относить только такие сравнительно редкие расстройства как пиромания и клептомания, а наркотическая и алкогольная зависимость, сексуальные и пищевые расстройства очень специфичны и должны рассматриваться отдельно. Однако все перечисленные виды патологии имеют нечто общее, что следует обозначить как доминантность и деструктивность влечения.
Занимая центральную позицию в сознании, такое влечение подчиняет себе все стороны психической деятельности. Если какая-то функция психики, например, интеллект, является ещё сохранной, то влечение и эту функцию заставляет работать на себя (например, наркоман проявляет чрезвычайную хитрость, чтобы добыть очередную дозу). Напрашивается аналогия с водоворотом или, если хотите, с чёрной дырой. На периферии может быть лишь легкая рябь, - внешне человек иногда кажется вполне благополучным, а где-то в сердцевине психики - дезорганизация, деградация, потеря контроля. Именно поэтому расстройства влечения занимают особое место среди психических заболеваний и столь опасны.
Неудивительно, что патологические влечения нередко развиваются на фоне изменений центральной нервной системы, при которых появляются круги возбуждения. Примером могут быть больные с травмой головного мозга в анамнезе. Именно на органически неблагополучной почве возникают извращенные влечения сильной интенсивности, в том числе с.адизм.
Детально же процессы в нервной системе при патологии влечений еще не изучены, и не только они играют роль, но и социальные, и психологические факторы, особенно пример родителей.
Для данной группы заболеваний актуален особый психологический феномен - подмена реальности квазиреальностью, которая "проще", "новее", "молодежная", "для избранных" и т. п. Например, общечеловеческая культура заменяется псевдокультурой наркоманов со своей системой "ценностей" и со своим условным языком.
Другая частая особенность больных с расстройствами влечений — это культивирование внутренней убежденности, что никакого порабощения нет. Человек, якобы сохраняет свою автономность, - «брошу, когда захочу». - Очень распространенная психологическая ловушка.
Имеет смысл выставлять расстройство влечения как самостоятельный диагноз, даже если оно развивается на фоне другого психического заболевания, например, на фоне шизофрении. Это относится, в том числе, к зависимостям (алкогольной, наркотической). Ведь они имеют свой особый путь развития и свои особые проявления, а шизофрения может не только подстегнуть тот же алкоголизм, но и затормозить его или даже вызвать длительный перерыв в употреблении спиртного. Всё же, многие наши пациенты при развитии шизофрении не отказываются от алкоголя и наркотиков, а прибегают к ним как к средствам, временно облегчающим симптоматику психоза (но какой ценой!). Образно выражаясь, если больной шизофренией обычно говорит внутри себя: "Ничего не хочется делать", то при присоединении наркомании его мысли идут по измененному руслу: "Вообще-то ничего не хочется делать, но ради наркотика я готов горы свернуть".
Если же психика не имеет серьезной сопутствующей патологии, то доминантное деструктивное влечение, само по себе, очень властно и негативно влияет на личность в целом и на такие процессы, как мышление и восприятие. Следственно, многое указывает на то, что нет психически здоровых педофилов, серийных насильников, не говоря уже о наркоманах или алкоголиках. Как показывает анализ конкретных случаев, при совершении правонарушений сексуального характера наблюдаются сужение сознания и парадоксальность восприятия (например, в протестах жертвы пациент улавливает "согласие").
Тем не менее, несмотря на наличие психических отклонений, вопрос о вменяемости у таких пациентов решить бывает очень трудно, - то есть нелегко определить, отдавал ли человек, по своему психическому состоянию, отчет в противоправности своих действий и насколько он мог ими руководить. Сплошь и рядом встречаются ситуации, когда интеллект у правонарушителя весьма развитый, память не нарушена, в экономическом плане человек вполне адаптирован, но при любой возможности он совершает, к примеру, развратные действия в отношении несовершеннолетних. Решить вопрос о вменяемости - в компетенции учреждений, имеющих лицензию на проведение судебно-психиатрических экспертиз. К ним относится Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского Минздрава России.
Сходные трудности, но уже в компетенции нашей больницы, нередко имеют место, когда мы решаем вопрос, можно ли выписать больного, который уже какое-то время находится на принудительном лечении. И п.едофилы, и наркоманы, как правило, уверяют нас, что всё осознали и больше ни при каких обстоятельствах не вернутся к прежним своим склонностям. Требуется детальное психиатрическое освидетельствование с привлечением данных экспериментально-психологического исследования.
Расстройства влечений трудно поддаются терапии. Необходимо предпринимать усилия по следующим направлениям:
• Психотерапия, особенно — в группах.
• Изоляция от употребления.
• Лечение психопатоподобного, депрессивного и иных синдромов, возникающих по ходу заболевания.
• Лечение сопутствующих психических заболеваний.