Урок 2/6-7, часть 3.
Водовозова "История одного детства"
Повесть показывает о жизни крестьян и бедных помещиков, о нравах и учениях в Смольном институте, о переменах, которые пришли в последние годы обучения автора в данной повести, о правах, вернее, бесправии женщин в те времена. Эта повесть биография автора книги, как она жила в семье помещика, который больше любил не казнить и унижать крестьян, а наоборот устраивал за свой счет, для бедных детей крестьян со своими детьми театральные представления. Как их отец, который потом умер от болезни, просил свою жену перед смертью, дать самое главное всем им образования, чтоб они были образованными. Как болезнь забрала автора сестер и братьев, а мать взяла все бразды правления в свои руки. Чтоб рассчитаться с долгами продала дом в городе и переехала в деревню. В деревне было много работы, мать мало уделяла своим детям время, постоянна с ними была их любимая и верная нянечка. Мать вся в делах и то, что свалилось все на ее плечи и нужно выживать, стала нервной и очень и очень эмоциональной и так же не жалела своих оставшихся детей, включая самую младшею, автора. Старший сын был, как и второй стали служить и обучатся военному делу, старший достиг хороших высот в военном деле, о среднем ничего не известно, последний раз его автор видела в институте Смольного, когда он навещал автора, свою сестру. Сестра старшая Саша, которая очень любила читать и учится закончила на отлично институт в престижном доме дам, помогала автору постигать учения и всегда говорила, что нужно учиться и еще раз учится и сама всегда стремилась к учением, но она не долго прожила и вскоре умерла. Средняя сестра была не счастлива. Мать ее выдала замуж за сына бедного помещика, который оказался психом. У его была манечка преследования, он издевался над средней сестрой и чуть убыл ее не убил, но в темноте, когда стрелял промахнулся, потом он издевался и избивал, как саму жену свою, так и автора, но все долго длилось он умер от болезни. Второй брак сестры также был несчастлив. Сама автор была принята на учебу в Смольный институт, помог брат матери туда ей устроиться. Учеба автору давалась сложно, но как таковой учебы и наукам там не было места. Основное учения там было старое и злобное, хотя институт являлся самым престижным на то время, но издевательства, которые были в нем со старыми нравами, сделали автора злой и холодной. Вечное голод и холод избиение и наказание делала и девочек злобных демонов, которые становились стервами и эгоистами. Но в конце последнего года пришел новый человек в институт и начал проводить новые реформы, весь старый коллектив учителей он просто забраковал и заменил на молодых и по истине учителей. Вел новые предметы, дал волю общения ученицам с преподавателями, вел седьмой класс и предложил автору остаться еще на один год в институте учится. Автор написал письмо в таком содержании домой, в котором давно не писала, мать почувствовала, что ее дочь вернулась и стала той доброй и милой, которой была и дала свое согласие с благодарностью новому учителю, что он смог вернуть и растопить сердце их дочери. Автор начал много читать книг, которые новый учитель приносил им в институт. Девочки читали книги днем и ночью открывали много для себя интересного и нового, что жизнь по факту со всем другая, что в ней нужно себя развивать, расти, как личность, как человек и убирать из себя, весь этот старомодный нрав, идти к развитию и нести учение в народ, делится им. Но все это длилось не долго начальница института терпела все эти нововведение и ждала временя, когда сможет вернуть все на старое русло в своем институте, а нового преподавателя убрать. Так и вышло уже практически под конец учебного года, им получилось при помощи жалоб и манипуляций все вернуть на старые места, но автор успел закончить и всегда помнил слова своего первого настоящего учителя, который смог открыть автору сердце и понять чем и как автор будет дальше жить. Автор на долго запомнил слова своего в будущем друга Ушинского:
Вы должны, вы обязаны, — говорил он, — зажечь в своем сердце неугасимую жажду знаний, развить в себе любовь к труду, — без этого жизнь ваша не будет ни достойной уважения, ни счастливой. Труд возвысит ваш ум и облагородит душу. Труд даст вам силу забывать горе, тяжелые утраты, лишения и невзгоды, которые встречаются на пути каждого человека. Труд доставит вам чистое наслаждение, нравственное удовлетворение и сознание, что вы недаром живете на свете. Все в жизни может обмануть, все мечты могут оказаться пустыми иллюзиями, только умственный труд один никогда никого не обманывает: отдаваясь ему, всегда приносишь пользу и себе и другим. Постоянно расширяя умственный кругозор, он мало-помалу будет открывать вам все новый и новый интерес к жизни, заставит вас больше и глубже любить и понимать ее. Он один дает человеку прочное и настоящее счастье.
После окончания экзаменов за автором приехала ее мать и очень была горда своей дочерью и как автор так и ее матушка не хотели ждать выпускного и после экзаменов уехали сразу, перед этим начальница сама на просилась, чтоб ей мать автора выдала леща и сказала, какая она на самом деле тварь и портит имя института. Дальше автор осталась у дяди в Петербурге у своего дяди и начала писать книги и уроки у бедных крестьян, также издала много книг и повестей, как и этот повесть про ее «Историю одного детства». Мать автора уехала в родную деревню и больше никуда не ездила, стало ей тяжело двигаться, набрала вес и со временем умерла.
Мораль, здесь в том, что нельзя вестись на плохой нрав, но такие заведения, как институт Смольного могут сломать человека, но в человеке не могут сломать него характер, лишь только подломить. Но если есть характер и сердце твое направленно к добру, нельзя поддаваться на зло. А также как всегда, есть люди добрые и плохие, но добро всегда берет верх, главное читать, учиться делать правильные выводы, развиваться и помогать развиваться другим. Как говориться (учение свет, не учение тьма)!!!
Здесь согласен на все сто, что литература, которую читаю на водит на многие мысли, что в моей жизни было не правильно, как вел себя во многих ситуациях не грубо, холодно и высокомерно, по отношению ко многим людям, а не понимал самого просто, которое лежит, как всегда на верху. Нужно быть человеком и не имеет значения, кем ты являешься или царем или дворником, если ты есть человек, то и все, как и все будет человеческое и самое главное не останавливаться в своем развитии достигать новых высот и совершенствовать себя во всем. Ведь для совершенства нет границ и рамок, этому может мешать только человеческая глупость и лень!!!