урок 41, часть 1
Читайте и работайте по книге. Вникайте в задания и старательно выполняйте их.
Роберт Чалдини "Психология влияния"
82. Конкуренция из-за ограниченных ресурсов. Глупая ярость
Вернемся к эксперименту с печеньем, всё расписывать не буду, а отмечу важное-то печенье, которое имело социальный спрос имело наибольшую ценность, отсюда следует-конкуренция, важный фактор. Мало того, что оно в дефиците, так ещё и спросом пользуется, что поджигает ещё бОльшую привлекательность.
И так работает со всеми сферами жизни. Безразличный партнёр в отношениях может испытать лютую ревность при виде соперника. Именно поэтому женщины и мужчины так любят провоцировать подобные моменты. Да я и сама этим раньше грешила, могла специально кому-то ответить в директе, по общаться день-два, мол вот гляди гляди! я пользуюсь спросом, а ты не ценишь.
83. Защита
Реакция на дефицит влияет на нашу способность адекватно думать, начинается воз.буждение, прилив эмоций, логика отступает в дальний ящик-в этом и есть проблема, потому что хоть и зная эти процессы, в моменте эмоционального всплеска ты о них забудешь.
Нужно использовать это воз.буждение в качестве защиты, просто прочувствовав его в самом начале и понять, что нам следует успокоиться. Следующим этапом нужно будет задавать себе вопрос: "зачем нам этот дефицитный предмет?", если мы хотим иметь с него какую-то выгоду, то тогда всё ок, можно просчитать сколько мы на неё хотим потратить и т.д
Либо если ты хочешь эту вещь съесть, потрогать и чего только в голову не взбредёт с ней сделать, то нужно помнить, что лишь от желания обладания эта вещь не станет лучше, вкуснее, прочнее и т.п (!)
Совершенное владение материалом
1. Какова взаимосвязь между принципом дефицита и теорией психологического реактивного сопротивления Брема?
Их смысл, в принципе одинаковый. И то, и другое подразумевает, что когда у нас отнимают выбор/создают дефицит, ограничивают свободу, это поджигает наш интерес и ценность запретной вещи возрастает, бунт!
2. Почему у «кошмарных двухлеток» и у подростков реактивное сопротивление особенно ярко выражено?
Потому что именно в этих 2-х возрастных категориях начинает расти чувство своей индивидуальности. В возрасте двух лет начинает обособление, развиваются задатки характера, того, что родителями можно управлять, слезами, криками, истериками. Подростковый период это пубертат, что-то между детством и взрослением. Начинает казаться, что сам с усам.
3. Как современная социология может объяснить трагическую гибель двух знаменитых героев Шекспира — Ромео и Джульетты?
Из-за родительских запретов чувства набирали обороты, когда вполне может быть, если бы их родня не враждовала между собой, а позволила бы развиться их отношениям, чувства так же скоропостижно могли бы угаснуть.
4. Какова стандартная реакция людей на запрещенную информацию?
Любопытство, желание узнать, что скрыто
5. Что, как показывает исследование Уорчела, Ли и Эдевоула (Worchel, Lee, Adewole, 1975), способствует усилению влияния принципа дефицита?
Когда сталкиваешься сначала с изобилием и благами, т.е вкусил возможности и резко тебя их лишают, так же имеет место быть конкуренция, соперничество
84. Критическое мышление
1. Во время рождественских праздников в 1983 и 1984 годах американцы больше всего стремились заполучить одну куклу (The Cabbage Patch Kid Doll), поступление которой в продажу было весьма ограничено. Используя полученные вами из этой главы знания о принципе дефицита, объясните, почему люди на публичных аукционах тратили 900 долларов, чтобы получить куклу, которая в магазине стоила 23 доллара.
Потому что из-за недоступности вещи, нам кажется, что она лучше и ценнее. А вторым фактором является ограничение, утрачивается свобода. А в целом на аукционах часто играет роль соперничества.
2. Овидий сказал: «То, что легко достается, никому не нужно, запретное же соблазнительно». Объясните смысл этого высказывания с психологической точки зрения.
Запретный плод сладок, не даром же так говорят. Это вызывает психологическое воз.буждение, желание обладать вещью/информацией.
3. Вспомните о подходе моего брата Ричарда к продаже машин. Он никогда никому не лгал, однако некоторые считали его действия неэтичными. Каково ваше мнение? Была ли методика, которую использовал Ричард, приемлемой с этической точки зрения? Почему?
Ричард тот ещё хитрец и спекулянт. Во-первых он здорово продумал тактику конкуренции, ведь он назначал одно и то же время потенциальным покупателям, т.е в положенное время приходило много людей. Люди находясь в эмоциональном напряжении не могли адекватно и логично мыслить, им хотелось утереть нос сопернику и по скорее.
Не вижу ничего незаконного в использовании этой методики, всё вполне приемлемо, обмана никакого не наблюдалось, люди сами боролись за эту машину исходя из своих подсознательных процессов.
4. Более десятилетия главная идея широкой рекламной кампании, проводившейся с целью пропаганды достоинств сигарет «Вирджиния слимз», была следующей: современная женщина «прошла долгий путь» от полной «забитости» до независимости; современная женщина может курить сигареты наравне с мужчинами. В период проведения этой рекламной кампании процент курящих сигареты увеличился только в одной демографической группе — в группе девочек-подростков. Дайте объяснение этому факту, используя полученные вами знания о психологическом реактивном сопротивлении.
Девочкам подросткам хотелось чувствовать себя взрослее, ведь сигареты это что-то такое запретное и манящее.