«Сознанье, как шестой урок…» И. Бродский
* * *
Сознанье, как шестой урок,
выводит из казенных стен
ребенка на ночной порог.
Он тащится во тьму затем,
чтоб, тучам показав перстом
на тонущий в снегу погост,
себя здесь осенить крестом
у церкви в человечий рост.
Скопленье мертвецов и птиц.
Но жизни остается миг
в пространстве между двух десниц
и в стороны от них. От них.
Однако же, стремясь вперед,
так тяжек напряженный взор,
так сердце сдавлено, что рот
не пробует вдохнуть простор.
И только за спиною сад
покинуть неизвестный край
зовет его, как путь назад,
знакомый, как собачий лай.
Да в тучах из холодных дыр
луна старается блеснуть,
чтоб подсказать, что в новый мир
забор указывает путь.
<1960-е>
Анализ стихотворения Бродского «Сознанье, как шестой урок…»
Точное время написания стихотворения до сих пор остается неизвестным. Общепринятая литературоведами датировка его весьма расплывчата – шестидесятые годы двадцатого столетия. Исходя из нее, произведение можно причислить к ранней лирике Бродского. Удивительно, поэту, создавшему столь глубокое и многогранное стихотворение, было немногим больше двадцати лет! Некоторые считают, что «Сознанье, как шестой урок…» – одна из первых заявок Иосифа Александровича на гениальность и место в веках. Любая трактовка этого произведения, даже подкрепленная сотней доказательств, не должна быть признана единственно верной. Анализ стихотворения может быть сделан только в виде перечисления хотя бы малой части версий.
Люди религиозные склонны видеть в нем впечатления Бродского, полученные после прочтения и осмысления главной христианской книги – Библии. Якобы поэт нашел в ней ответы на все вопросы и таким образом воплотил их в лирике. При этом шестой урок иногда сопоставляется с шестой заповедью (в соответствии с Синодальным переводом): «Не убивай». В поддержку этого варианта приводится ряд аргументов. Во-первых, использование религиозной лексики: «погост», «крест», «церковь». Во-вторых, жизнь в стихотворении названа пространством «между двух десниц и в стороны от них». Десницы в данном случае трактуются как руки Господа.
Есть мнение, что «Сознанье, как шестой урок…» – размышление о прозрении. Сознание возвысилось над земным, объяснимым, реально существующим. Оно перешло в другие сферы, обрело шестое чувство, начало познавать мир интуитивно. «Вывод из казенных стен» – освобождение от штампов, общепринятых мнений, давно существующих правил и законов. В таком контексте неслучайным становится использование образа ребенка, нередко встречающегося в поэзии Бродского. В рассматриваемом стихотворении он выступает в роли носителя неокультуренного сознания, дающего близость к небытию. Его взгляд стремится вперед, луна подсказывает путь в новый мир. Что ждет ребенка за забором? Возможно, жизнь, полная открытий, изучения неизведанного, неожиданных прозрений.
Каждое произведение Иосифа Александровича – бескрайний космос, который никогда не будет исследован полностью. Да, лирике его посвящено множество трудов, но, кажется, даже на половину вопросов в настоящее время не дано ответов.