Часть 6
Филонович "О коммунистической морали"
в статье говорится о принципах морали, мы имеем в виду основные начала, на которых построена теория нравственного воспитания людей коммунистического общества. Будучи усвоены человеком, эти принципы оказывают решающее влияние на его поступки, поведение как в общественной, так и в личной жизни.
Отношения людей в социалистическом обществе, в основе которого лежит общественная собственность на орудия и средства производства, характеризуются принципом коллективизма и взаимопомощи. «Социализм утверждает иную мораль – сотрудничества и коллективизма, дружбы и взаимопомощи. Здесь на первое место выдвигается забота об общем благе народа, о всестороннем развитии человеческой личности в условиях коллектива, где человек человеку не враг, а друг и брат»
Коммунистической партии привели к победе социализма в Советском Союзе, к возможности начать строительство коммунизма в нашей стране.
Одним из принципов нашей морали является коммунистическое отношение к труду.
Вместе с тем партия включила в моральный кодекс простые нормы нравственности: взаимопомощь, уважение друг к другу, честность, правдивость, простоту и скромность, заботу о воспитании детей, взаимное уважение в семье.
Тем самым партия сделала простыми и понятными для всех основные принципы коммунистической нравственности, воплотив их в короткие, чеканные заповеди практического поведения советских людей – строителей коммунизма.
Коммунизм – это высшая форма организации общественной жизни, самый справедливый общественный строй. Как по материальному благосостоянию и высоте культуры, так и по своему нравственному совершенству коммунистическое общество не имеет себе подобных в истории человечества.
Строительство коммунизма в нашей стране – это миллионы и миллионы усилий каждого из нас, результат труда всего народа. Мы объединены великой, небывалой в истории целью – построением общества, при котором гармонически сольются интересы всех и каждого.
истинная преданность коммунизму – прежде всего честный и самоотверженный труд на благо общества, любовь и уважение к трудящимся. Каждый из нас должен отдавать отчет перед своей совестью в том, что он сделал вчера и сегодня, что сделает завтра для приближения коммунизма.
Человек, преданный коммунизму, должен готовить себя к вступлению в коммунистическое общество – общество самой высокой и разносторонней культуры. Быть преданным коммунизму
значит много и упорно работать над собой, повышать свои знания, вырабатывать коммунистическое мировоззрение.
В годы культа личности Сталина, когда в обстановке клеветы и нарушения законности безвинно пострадали многие верные большевики-ленинцы, преданные сыны партии и народа, наши люди ни на йоту не усомнились в правоте дела коммунизма, ибо оно дороже жизни для настоящего советского человека.
Преданность коммунизму – та путеводная нить, которая помогает нам правильно решать практические вопросы нашей жизни.
Коллективизм – один из источников силы и жизнеспособности нашего государства.
Он выражает отношения между личностью и обществом, построенные на взаимной поддержке: человек – обществу, общество – человеку.
В. И. Ленин говорил, что капиталистическое общество «основано на таком принципе, что либо ты грабишь другого, либо другой грабит тебя... либо ты рабовладелец, либо ты раб.
«Мораль – это то, что позволяет человеку преуспевать и быть счастливым среди своих собратьев» – так метко определяет английский писатель Грэм Грин нравственные отношения в мире наживы и эксплуатации.
Личность несет ответственность за свой труд, за свое поведение перед коллективом, а коллектив дополняет эту личную ответственность своей моральной ответственностью за поведение и воспитание каждого члена коллектива. Общественная собственность, совместный труд, единство цели сближают, сплачивают людей, порождают у них чувство взаимопомощи, доверия, товарищеского сотрудничества.
Руководствоваться принципом коллективизма – значит считать интересы общества своими главными интересами, всегда ставить общественное выше личного. Это не означает, что мы отказываемся от личного, выступаем в роли аскетов. Ничего подобного. Это означает, что мы твердо усвоили очень важную истину, заключающуюся в том, что жизненный успех каждого человека является частицей успеха коллектива, общества. Действуя в интересах коллектива, мы всегда действуем и в своих интересах. Забывая об интересах коллектива и действуя только в своих личных, корыстных интересах, мы наносим ущерб и себе, и обществу. Поэтому коммунистическая мораль говорит: думай прежде всего о благе общества, тем самым ты умножишь и личное.
Во всех антагонистических общественных формациях человек подвергался жестокой эксплуатации. И раб при рабовладельческом строе, и крепостной при феодализме несли на себе ярмо подневольного труда. Ожесточенной, безжалостной и неприкрытой является эксплуатация в современном капиталистическом обществе, где труд зиждется на дисциплине голода.
Глубокое осознание общественных интересов, своего общественного долга – это и есть то, что мы называем моральными стимулами к труду, или внутренней потребностью работать на благо всего общества, всего народа. Сознание, что твоя работа имеет огромное значение для твоих друзей, для всего общества, для будущего страны, вызывает у советских людей стремление овладеть техникой, новыми, более прогрессивными методами труда, повысить квалификацию, сознательную, добровольную дисциплину.
Справедливая оплата за труд, как правило, способствует повышению сознательности человека, ликвидируя необходимость изыскивания дополнительных и не всегда честных источников дохода, уменьшает заинтересованность колхозников и служащих в собственных огородах, приусадебных участках, торговле на базарах, повышает заинтересованность в работе своего колхоза, в повышении выпуска продукции.
Честный труженик знает, что все блага жизни создаются трудом. Поэтому он не станет ловчить, жульничать, устраивать свою жизнь за счет других.
Терпеть тунеядство мы не можем и не желаем. Необходимо, чтобы чувство непримиримости к паразитизму и тунеядству стало свойством каждого честного труженика. Тунеядцев, паразитов, стяжателей следует выводить на чистую воду, окружать их презрением, применять против них все меры воздействия, которыми располагает наша общественность.
«Человек человеку – друг, товарищ и брат»,–записано в моральном кодексе строителя коммунизма. Да! Друг, товарищ и брат! Но все дело в том, какой человек какому человеку. Человек строитель коммунизма друг, товарищ и брат человеку - строителю коммунизма.
Мы, советские люди, друзья, товарищи и братья по общему великому делу строительства коммунизма.
Коммунизм – самая гуманная организация общества
Если человек нарушил нормы нашей морали впервые, случайно, под влиянием стечения обстоятельств, мы крепко поговорим с ним, разъясним ему всю вредность и недопустимость его проступка. Мы верим, что он поймет свою ошибку и примет все меры к тому, чтобы никогда больше её не допускать. Практика показывает, что в большинстве случаев так и бывает. Но если человек сознательно, не раз и не два идет на преступления, на обман, на использование своего служебного положения в личных, корыстных целях, нарушает правила социалистического общежития – таким людям не может быть никакой пощады, никакого гуманизма тут проявлять нельзя.
Товарищ, остановивший друга, не позволивший совершить дурной поступок, тем самым не даёт ему возможности выступить против общественных интересов, противопоставить себя коллективу.
Дружба советских людей глубоко, до суровости принципиальна. Отсутствие принципиальности ведет за собой замалчивание, покрытие недостатков и неблаговидных поступков. Это сводит на
нет дружбу, превращает её в круговую поруку, в сообщничество, ставит людей на грань преступления.
Капиталисты считают свою страну и свою нацию «выше» других. Это наиболее ярко проявилось в идеологии германского фашизма, а в настоящее время проявляется в политике империалистических группировок ряда капиталистических стран, когда империалисты нагло принижают некоторые народы.
Тем самым буржуазный патриотизм враждебен трудящимся, ибо он разъединяет их и препятствует освобождению от ига эксплуатации. Во-вторых, патриотизм буржуазии перестает быть патриотизмом, когда дело касается наживы, кошелька. Готовая ради прибыли продать все, она не стесняясь продаёт и родину, если это приносит ей барыши.
Советский Союз – авангард всего трудящегося человечества. На нас смотрят как на оплот мира и образец справедливых отношений между народами миллионы борцов за национальную и экономическую независимость. Мы горды этой великой миссией, этой честью, но мы понимаем и ясно представляем себе, что это накладывает на нас серьезную ответственность.