7 урок
Часть 1
Прочтите книгу по главам. Разбирайте каждую главу и по каждой делайте анализ собственных триггеров, приводите в пример ситуации из жизни.
Д. Ричо "Эмоциональные триггеры. Как понять что вас злит, пугает, огорчает"
Глава 6. Страх
Триггеры часто вызывают страх. Страх – основное препятствие для наращивания и использования внутренних ресурсов. Он внушает, что никаких резервов у нас на самом деле нет. То, что над многими людьми страх обретает огромную власть, совсем не удивительно. Мы унаследовали его от древних предков. Ведь выживал только тот, кто всего боялся. К примеру, люди, которые боялись змей, выживали; а те, кто осмеливался проявлять любопытство, умирали.
Тем не менее у нас есть и необоснованные страхи: мы воображаем опасность там, где ее нет; предчувствуем или боимся последствий, которые никогда не наступят; нас пугает то, что на самом деле не столь и ужасно.
Отношения пробуждают желания. Великое множество этих желаний можно разделить на две основные категории.
Одноуровневые желания касаются только объекта: «Для похода мне необходим фонарь. Мне нужен только он. Получив его, я испытаю удовлетворение». Желание простое и выполнимое.
Многоуровневые желания касаются не только объекта, о котором идет речь: «Когда мне одиноко по вечерам, я балую себя сладким. Я ем больше, чем мне требуется, и все равно не получаю нужного удовольствия». (С фонариком такого не случилось бы!) Желание сложное и невыполнимое.
Мы стремимся к той или иной форме удовлетворения и при этом хотим от чего-то уклониться. Так нами владеют сразу и желание, и страх. Вот почему зависимость всегда ставит нас в тупик. Смешивая страх и желание, она тем самым загоняет нас в угол.
В нашем примере жажда отцовской или материнской любви может также привести к тому, что мы будем искать партнера старше нас. Мы думаем: «Этот человек либо даст мне то, что мне нужно, либо отвергнет меня, как это делал отец (или мать)». Или, наоборот, мы ищем партнера младше себя. Тогда мы сами играем роль любящего отца или матери: «Я покажу этому человеку, что мне нужно, вместо того чтобы самому получить это. И получу это, давая». Зачем искать партнера младше, а не старше? Возможно, по той причине, что общение с молодым человеком кажется
безопасным.
Почему близость так пугает? Возможно, потому, что она предполагает уязвимость, отказ от эго, доверие даже в спорной ситуации, отказ от контроля, готовность предстать перед человеком таким, какой вы есть, чтобы он видел вас насквозь. Такая смелость под силу не каждому. Близость означает, что мы снимаем покровы даже с того, что хотели бы скрыть, и ничего не прячем.
Большинство стремятся к близости и в то же время боятся ее.
Рассмотрим подробнее, что происходит, когда мы опасаемся вторжения в наше личное пространство – физическое и эмоциональное. Это может быть напоминанием о детском травматическом опыте, когда родители контролировали каждый наш шаг. Или же о том, как родители душили нас навязчивой любовью. Мы не знали, как установить границы и защитить себя. Эта связь между близостью и бессилием породила триггер, и теперь близость внушает нам страх. Даже если она абсолютно адекватна, нам хочется от нее бежать.
Простой метод, состоящий из четырех шагов, поможет вернуть силу воли, когда мы испытываем страх.
1.
Признайтесь самому себе и тому, кому доверяете, что вы боитесь. Используйте именно это слово, не заменяйте его эвфемизмами «я попал в затруднительное положение» или «мне не по себе».
2.
Позвольте себе прочувствовать этот страх, не бегите от него, не отрицайте и не отвлекайтесь.
Любовь – противоядие от страха. Когда любовь направлена на себя и на весь мир, круг любви охватывает все человечество.
У меня был страх после первых отношений, но оно и понятно, я сливалась и не знала, что можно любить без слияния, вот его и боялась а не самой близости.
Глава 7. Триггеры и ресурсы в контексте отношений
Партнеры в романтических отношениях часто вызывают друг у друга триггерные реакции. Это объясняется тем, что выбор спутника или спутницы тесно связан с переносом прошлого опыта. Зачастую мы неосознанно выбираем человека, который напоминает нам того родителя, с которым у нас остались нерешенные эмоциональные проблемы, в надежде на то, что теперь, будучи взрослыми, сможем преодолеть трудности, которые были нам не под силу в детстве.
Когда мы раздражаемся, мы должны объяснить партнеру, что происходит и чем это вызвано, и попросить помочь нам выйти из-под влияния триггера и воспринимать ситуацию не как конец света, а как мелкую неприятность. Такое общение демонстрирует ранимость, уязвимость и укрепляет доверие. Причем эта уязвимость – проявление смелости, а не самоистязания.
Если у нас здоровые внутренние ресурсы, нас тянет к здоровым людям. Когда в нас говорит человек, у которого в прошлом остались незавершенные дела, мы будем уже не столь разборчивы в своем выборе. Человек, воспитанный матерью, которая постоянно оскорбляла и предавала его, теперь чувствует потребность продолжить играть роль жертвы женского вероломства. Такое часто случается, хоть это совершенно противоречит логике. Если у нас остались нерешенные проблемы, мы стремимся повторять прошлое, а не искать альтернативный вариант. Другими словами, мы предпочитаем ходить одной и той же дорогой, вместо того чтобы проложить новый путь.
Глава 8. Духовные ресурсы
Нейропластичность – способность мозга менять свою структуру и функциональность, устанавливая новые связи. По сути, мы можем вместо отрицательных (саморазрушительных, дисфункциональных) паттернов поведения выработать положительные, которые служат нашим жизненным целям. Выстраиваются новые нейронные цепи. Благодаря нейропластичности мы можем меняться и развиваться.
Посредством нейропластичности можно развивать и духовность. Повторяя требующие концентрации духовные утверждения и нравственно осознанные действия, мы помогаем мозгу перепрограммироваться, чтобы эти утверждения и действия превратились в положительные привычки – наши достоинства. Однако для закрепления новых нейронных сетей недостаточно повторять определенные мысли и действия. Этот процесс требует высокого внимания. Медитация, как форма сосредоточенности, безусловно, помогает.
Практика тибетских буддистов под названием «тонглен» представляет собой духовный ресурс для борьбы со страданием. Ее также можно использовать для работы с триггерами. Тонглен имеет три направления: 1) преодоление своего негативного опыта; 2) сострадание к боли и мучениям тех, кто нас окружает; 3) неравнодушие к страданию всего мира.
Отдых, особенно в уединенном, тихом месте, – эффективный способ восстановить внутренние ресурсы. Если это происходит в духовной обстановке, то ценность этого опыта повышается. Мы отстраняемся от повседневных забот и отправляемся в место, где ничто не потревожит нашего уединения, где обостряется наша проницательность и рассудительность. Мы учимся доверять себе, когда остаемся наедине со своими вопросами, не торопим ответ, но готовы принять все, что подскажет нам Вселенная. Кто мы? Что ждет нас в будущем? Почему прошлое лишь пролог? Чего требует от нас жизнь? Чего нам ждать? С чем пора попрощаться? Как подготовиться?
Проводя время на природе, особенно в одиночестве, мы восстанавливаем духовные ресурсы. Это происходит потому, что природа отражает наши внутренние резервы: мы любуемся рассветом и чувствуем готовность ко всему, что принесет этот день, к любым испытаниям. Мы смотрим на закат и знаем, что готовы отпустить подошедшее к концу, даже если нам совсем этого не хочется. Мы видим смену времен года и размышляем над этапами собственной жизни, веря, что за самой длинной, мучительной зимой обязательно наступит безудержная весна. Если ежедневно проводить время наедине с собой на природе – в поле, на берегу океана, в тени деревьев, – это оживляет наши ресурсы. Потому что мы часть природы и, признавая эту связь, пробуждаем в себе силу природы.
Эпилог. Огонь, который учит
Будда – великий хитрец, который говорит все, что нужно, чтобы спасти нас из обители нашего тела и разума, объятой пламенем триггеров и импульсивных реакций. Дхарма, которую он предлагает, не так красочна, как игрушки, которые мы ожидали найти, но она освобождает от страха и влечений – а это намного важнее, чем бегство и комфорт. Дхарма не имеет формы, но она ставит нас на прочное основание реальности, намного более ценное, чем любые притягательные фантазии, которые создает наш разум.
(Слово «дхарма» буквально переводится как «то, что удерживает или поддерживает». В зависимости от контекста, дхарма может означать «нравственные устои», «религиозный долг», «универсальный закон бытия» и т. п.
Таким образом, в четыре раздела Дхармы входят:
Законы Вселенной (Рита);
Социальная Дхарма (Варна-дхарма), принадлежность к определённой социальной группе;
Человеческая Дхарма (Ашрама-дхарма);
Личная, индивидуальная Дхарма (Свадхарма).)
Приложение. Утверждения, освобождающие от оков страха
Используйте одно или несколько утверждений каждый день, повторяйте их как можно чаще, прочувствуйте их на физическом уровне и представьте, как воплощаете их в жизнь.
• Я верю, что мои истинные страхи указывают на реальную опасность.
• Я осозна
ю, что у меня есть нереалистичные страхи и тревоги.
• Все чаще я вижу разницу между реальными и воображаемыми страхами.
• Я жалею себя за столько лет, прожитых в страхе.
• Я прощаю тех, кто навязал мне нереалистичные страхи.
• Я верю, что во мне не меньше бесстрашия, чем страха.
• Я верю в силу, которая открывается во мне перед лицом трудностей.
• Я верю, что справлюсь со всем, что готовит мне сегодняшний день.
• Я делаю паузу между триггером и своей реакцией.
• У меня достаточно внутренних ресурсов, чтобы справиться с любым страхом и триггером.
• Я нахожу поддержку внутри и вне себя.
• У меня колоссальная способность восстанавливаться, обновляться и исцеляться от страха.
• С каждым днем я все больше верю в свои способности.
• Я все чаще осознаю, как страх сковывает мое тело.
• Я расслабляю ту часть тела, которую сковывает страх.
• Я освобождаю свое тело от оков страха.
• Я всем телом принимаю радость и умиротворение.
• Я отпускаю стресс и напряжение, которые приносит страх.
• Я отпускаю страх болезни, аварий, старения и смерти.
• Я отпускаю страх будущего.
• Я отпускаю сожаления, связанные с прошлым.
• Я отпускаю влияние суждений моих родителей обо мне.
• Я отпускаю страх неизведанного.
• Я больше не боюсь осознавать, принимать и показывать свои чувства.
• Меня все меньше пугает настоящее, прошлое и будущее.
• Я отпускаю страх того, что может случиться.
• Я отпускаю навязчивые мысли о том, что случится самое страшное.
• Я отпускаю все мысли, порожденные страхом.
• Я верю, что найду выход из любой ситуации.
• Я останавливаю себя, как только вижу, что увлекаюсь параноидальными фантазиями, и отпускаю их.
• Я верю в себя, и это освобождает меня от страха и пугающих фантазий.
• Я больше не буду сожалеть о своих ошибках; я буду жить дальше.
• Я не буду основывать свои решения на страхе.
• Я больше не буду искать повод для страха во всем, что меня окружает.
• Я не буду верить, что все опасно и ведет к неминуемой катастрофе.
• Я с юмором воспринимаю свои гипертрофированные реакции на нереалистичные опасности.
• Я с юмором отношусь ко всем иррациональным страхам.
• Я с улыбкой смотрю на свое напуганное эго и страх отношений.
• Я отпускаю страх одиночества и свободного времени.
• Я отпускаю страх брошенности.
• Я отпускаю страх близости.
• Я отпускаю страх обязательств.
• Я отпускаю страх уязвимости и ранимости.
• Я отпускаю страх давать и получать.
• Я отпускаю страх любить и принимать любовь.
• Я больше не верю, что надо поддерживать тот образ, который хотят увидеть другие.
• Я не обязан быть совершенным.
• Я отпускаю страх публичных выступлений.
• Я отпускаю свои сексуальные страхи.
• Я защищаю себя и вижу, как растет моя смелость.
• Я испытываю уверенность, что справлюсь с людьми и ситуациями, которые меня пугают.
• Я отпускаю боязнь людей.
• Я отпускаю страх говорить «нет».
• Я отпускаю страх говорить «да».
• Я больше не буду бояться чужого гнева.
• Я больше не буду угождать тем, кто меня пугает.
• Ни у кого не получится меня запугать.
• Я не буду сторониться людей из страха.
• Я буду защищать себя и при этом всегда выступать против агрессии.
• Я не сдаю своих позиций и не теряю самообладания.
• Я не обязан(а) поступать так, как хотят другие.
• Я не обязан(а) отвечать чужим ожиданиям.
• Я заявляю о своих границах и защищаю их.
• Я отпускаю страх того, что может случиться, если я не понравлюсь людям.
• Я отпускаю ужас перед неодобрением, высмеиванием, игнорированием и отвержением.
• Мне хватит смелости прекратить добиваться чужого одобрения и любви.
• Я отказываюсь от желания исправить чужое впечатление обо мне.
• Я отказываюсь от притворных поз, фальши и лицемерия; мне хватит смелости быть собой.
• Мне хватит смелости рассказать о своих планах, увлечениях, проявить энтузиазм, показать свои истинные чувства, стремления и нужды.
• Я хочу, чтобы каждое мое слово, чувство и дело показывало меня как есть.
• Я не буду бояться своих желаний.
• Я буду просить о том, чего я хочу.
• Мне нравится, когда меня видят как есть.
• Мне хватит смелости жить той жизнью, которая отражает мои настоящие нужды и желания.
• Я отпускаю страх тратить, откладывать, отдавать деньги.
• Я отпускаю страх проиграть, потерять лицо, потерять свободу, потерять друзей, потерять семью, потерять уважение, потерять статус, потерять работу, потерять деньги.
• Я отпускаю страх печали и грусти.
• Я отпускаю страх собственной несостоятельности как родителя или ребенка, партнера или друга.
• Я отпускаю страх пугающих данностей жизни: непостоянства, изменчивости, страданий, несправедливости, неудавшихся планов, потерь и предательств.
• У меня хватает гибкости, чтобы принимать жизнь такой, какая она есть.
• Я прощаю себя за прежний образ жизни.
• Я верю, что сегодняшние проблемы укажут мне путь к росту и развитию.
• Я отказываюсь от желания все контролировать; будь что будет.
• Я отпускаю все и даже больше, чем может отобрать у меня судьба.
• Я не буду бояться собственной силы.
• Я не буду бояться силы других людей.
• Я отпускаю страх перед начальством.
• Я говорю правду тем, кто обладает властью.
• Мне хватит смелости заступиться за угнетенных, за всех, кто оказался на обочине жизни.
• Я буду защищать самые уязвимые и слабые группы общества.
• Мне хватит смелости посвятить свою жизнь созданию мира, основанного на справедливости и любви.
• Стремясь к социальной справедливости, я замечаю, что отпускаю страхи во всех сферах жизни.
• Мне хватает мужества и проницательности.
• Я не бегу от опасности.
• Я готов(а) бороться до конца.
• Я не дам себя в обиду.
• Я готов(а) защищать других.
• Я верю в источник неиссякаемой смелости внутри меня.
• Я отпускаю все страхи, которые тормозят и провоцируют меня.
• Ничто не принуждает меня; ничто не сдерживает меня.
• Я герой / героиня: я преодолеваю боль, и она преображает меня.
• В тяжелый момент я проявляю благородство.
• Я перестану бежать; я перестану прятаться.
• Я перестану колебаться и сомневаться в себе.
• Я замечаю в себе примитивные страхи: например, стоит полюбить что-то, сразу потеряешь его; ничто хорошее не длится вечно; если все плохо, то станет еще хуже. Я считаю эти убеждения предрассудками и отпускаю страхи, на которые они опираются.
• Я рискую, но при этом несу ответственность за свои действия и проявляю заботу.
• Я нахожу альтернативу страху, который заводит в тупик.
• Я не буду выискать в своей жизни причины для страха.
• Я отказываюсь от потребности испытывать страх.
• Все чаще мой страх превращается в приемлемое воз.буждение.
• Я изгоняю страх и впускаю радость.
• Я изгоняю страх и впускаю любовь.
• Я испытываю благодарность за любовь, что ждет меня повсюду.
• Я знаю, что многие люди, близкие и дальние, всем сердцем меня любят.
• Я чувствую любовь и заботу высшей силы (Бога, Вселенной, Будды и т. д.).
• Чем больше я посвящаю себя служению высшей силе (а не себе), тем больше я чувствую ее энергию, текущую через меня, со мной и во мне.
• Я верю, что у меня важное предназначение, и живу в соответствии с ним.
• Я все чаще замечаю страхи других людей, все лучше чувствую их, все больше проявляю к ним сострадание.
• Я расширяю свой круг любви, чтобы охватить все живое.
• Я стараюсь проявлять любовь по-разному, ищу новые способы.
• Мне хватает великодушия и отваги.
• Я отказываюсь мстить тем, кто причинил мне боль.
• Я делаю добро тем, кто ненавидит меня, благословляю тех, кто проклинает меня, молюсь и желаю прозрения тем, кто плохо обращался со мной.
• Если мне причинили боль, я начну диалог, вместо того чтобы мстить.
• Мне хватит смелости отдавать себя безгранично и при этом решительно отстаивать свои границы.
• Я уважаю и использую свои животные силы, человеческие силы, божественные силы.
• Я освобождаю свою любовь, которая до сих пор пребывала в оковах страха.
• Я освобождаю свою радость, которая до сих пор покорялась страху.
• Пусть настоящая любовь прогонит страх.
• Я хочу всегда выбирать путь смиренной любви – лучшее лекарство от страха.
• Я принимаю все, что произойдет со мной сегодня, как возможность больше любить и меньше бояться.
• Я отпускаю все лишнее и двигаюсь дальше.
• Я чувствую, как во мне пробуждается несокрушимое бесстрашие.
• Я каждый день провозглашаю свободу от страха.
• Свобода от страха – это дар свыше, и я испытываю благодарность за него.
• Пусть все живое на земле обретет свободу от страха.
Типо аффирмации