Урок 15
Часть 4
Соммэр "Мораль 21 века"
3. Что мешает следовать законам морали
Общество требует, чтобы все люди соблюдали принятые нормы, но они постоянно нарушаются действиями или бездействием. Когда это происходит, будь то мелкие нарушения или самые тяжкие преступления, сурово караемые правосудием, предпринимаются всевозможные попытки для оправдания сделанного.
Если нарушитель происходит из низших слоев общества, его проступок объясняют «отсутствием возможностей», когда же он принадлежит к высшим слоям, то говорят о «развращенности». Что же заставляет людей совершать неэтичные или аморальные поступки? Они всегда являются результатом ошибочного поиска счастья, то есть свидетельствуют о провалившейся попытке достичь его. Таким образом люди, первоначально имея хорошие побуждения, приходят ко злу, поскольку позволяют себе быть обманутыми тем, что приносит им удовольствие. Ведь как известно, все чувства человека в основном подчинены удовольствиям. Простое желание быть хорошим не требует никаких усилий и у многих проявляется спонтанно. Но для того чтобы быть добродетельным, необходимо много, долго и упорно работать.
Хотя верно то, что все стремятся к добру, но порок и извращенность встречаются гораздо чаще, чем нам хотелось бы, потому что человек в обычном состоянии не является этичным существом, поскольку обычно ищет путь наименьшего сопротивления. К сожалению, большинству людей удобнее «поступать с другими так, как они не хотели бы, чтобы поступали с ними». Часто соблазн быстро и легко достичь желаемого берет верх над благоразумием и правильным поведением. Мораль не является ни врожденной способностью человека, ни его намеренным обретением, превратившись, к сожалению, во внешний лоск, нанесенный цивилизацией, правила которой меняются в зависимости от интересов общества каждой эпохи. Если бы в каком-то обществе считалось целесообразным у.бивать стариков, то все делали бы это без всякой жалости. Если воровство, убийство, мошенничество и грабеж считались бы благом, то честных людей наказывали бы как плохих граждан, то есть именем морали поощрялось бы зло, а добро наказывалось бы обществом и его представителями. И это уже имеет место, подобная этическая аномалия встречается все чаще, но не осознается людьми. Нужно понять, что истинная мораль не может быть результатом механического подчинения социальным нормам, а должна основываться на индивидуальном этическом развитии путем размышления, когда человек по собственной воле принимает решение следовать наивысшим трансцендентальным ценностям. Хотя общество постоянно пропагандирует мораль, мало кто принимает её глубоко, осмысленно и без принуждения. Большинство людей относится к морали как к обузе или обременительному долгу, с которым вынужденно считаются, но которому не уделяют много внимания, чтобы не отказываться от любимых развлечений. К несчастью, в нашей культуре отсутствуют знания о том, как сознательно принимать решения, поскольку метод объективного видения реальности не получил широкого распространения. Также не известно о влиянии хороших или плохих поступков на человека в процессе его взаимодействия с Природой. Люди не имеют конкретных стимулов для того, чтобы вести себя добродетельно, с учетом требуемых для этого постоянных усилий; им не известны огромные практические преимущества морального поведения, и поэтому они предпочитают путь наименьшего сопротивления.
Если проанализировать концепцию морали, то становится понятно, почему человек в ней не заинтересован: он считает ее скучной, авторитарной или просто прихотью отдельных людей. Если бы все узнали, как много можно получить, поступая справедливо и совершенно, то осталось бы очень мало аморальных людей.
Тираническая и абсурдная идея о том, что большинство всегда право, происходит из философии Руссо. По его мнению, мы должны подчиняться общей воле, которая всегда права. В действительности же
«истина никогда не принадлежит большинству», как сказал кардинал Ратцингер (с 2005 по 2013 г. – Папа Бенедикт XVI. –
Прим. ред.). Мы настолько зависимы от чужого мнения, что позволяем толпе быть судьей и арбитром нашего поведения, мы жертвуем чем угодно, лишь бы нас считали «такими же, как все». Мы стремимся к всеобщему признанию, как к награде, боимся отличаться от других, потому что это вызывает реакцию со стороны общества: недоверие, неприятие, подозрительность. В итоге мы неизбежно становимся частью однородной массы, и это дает нам уверенность в себе и ощущение, что нас принимают и любят, однако в то же время нас гнетут чувство одиночества, внутренняя тревога и нехватка собственной идентичности.
Перенаселенность крупных городов превращается в «психическую агломерацию», и человек испытывает тоску, вызванную ощущением потери собственного «я». Именно поэтому люди пытаются обрести свою индивидуальность, но терпят неудачу, поскольку делают противоположное тому, что нужно: лишь подражают друг другу. Подобная психическая ущербность препятствует взрослению человеческого «я» и способствует развитию безответственности и аморальности.
"Самый поразительный факт, наблюдающийся в психологии толпы, следующий: каковы бы ни были индивиды, составляющие её, каков бы ни был их образ жизни, занятия, их характер или ум, одного их превращения в толпу достаточно для того, чтобы у них образовалось нечто вроде коллективной души, заставляющей их чувствовать, думать и действовать совершенно иначе, чем думал бы, действовал и чувствовал каждый из этих людей в отдельности." Автор также отмечает, что при растворении человека в толпе значительно ослабевает его разум, подчеркивая, что поскольку толпа анонимна и, следовательно, безответственна, то в людях, её составляющих, исчезает чувство ответственности, являющееся тормозом для индивидуальных импульсов. Характерной особенностью толпы является то, что в ней человек теряет свою индивидуальность. Это справедливо и для стада овец: стадный инстинкт заставляет каждую из них идти туда, куда идут другие.
Толпа предоставляет человеку ряд приятных возможностей, поощряющих его животные инстинкты:
1. Освобождение от моральных запретов и от подавления желаний без всякого чувства вины.
2. Растворение своего слабого, недоразвитого «я» в общем «я», то есть в коллективной душе, возникшей в результате объединения множества людей, что позволяет забыть о собственной посредственности и ощутить свою значимость.
3. Возможность снять с себя ответственность и уничтожить свое «я» путем растворения в анонимной массе. При таком психическом самоубийстве исчезают моральные нормы, и человек не чувствует угрозы наказания со стороны общества.
4. Возврат в материнское лоно. Толпа как заменитель материнской утробы, позволяющий человеку вернуться к ранним этапам существования, когда он пребывал в нирване внутриутробной жизни без каких бы то ни было конфликтов и ответственности.
5. Возможность предаться лени и комфорту, отсутствие необходимости прикладывать усилия для достижения высших целей.
В современном мире все словно специально задумано так, чтобы превратить людей в толпу, то есть «деморализовать» или уничтожить их мораль через слияние с толпой. Деморализация напрямую ведет к потере смысла существования и, как следствие, к нравственной деградации.
Каков бы ни был интеллектуальный уровень человека, один лишь факт принадлежности к психологической толпе отключает его способность к высшему мышлению. Он может восстановить эту способность, только выйдя из группы. Это частично объясняет глупость людей и позволяет нам понять причины ошибок допущенных, например руководителями крупных компаний, когда те в момент принятия решений представляли собой психологическую толпу . Помимо внешних отличий не существует большой разницы между первобытным племенем и современной толпой. Сознательным может стать только индивид, а толпа – никогда.
Мы не такие цивилизованные, сознательные, добрые и справедливые, как нам кажется. Мы требуем справедливости, но поступаем несправедливо; ищем равенства, но не относимся к другим как к равным. На самом деле мы находимся лишь в начале своего развития, а ощущение величия и мощи основано лишь на научных достижениях, которые, однако, никак не улучшают внутреннюю природу человека. Достижения науки и технологии дают нам обманчивое ощущение могущества. Это снижает способность человека к самокритике и не позволяет увидеть, что между его представлением о цивилизованном человечестве и реальностью существует огромная пропасть. В этом жестоком мире не прекращаются войны и конфликты, в разных частях планеты люди ежедневно гибнут от голода и насилия. Безумие современной жизни лишило человека воли и здравомыслия, необходимых ему для того, чтобы поступать сознательно. Механическое, стереотипное поведение стало нормой и притупило высшие способности, не позволяя давать правильную оценку вещам и явлениям. Сейчас век информации, ее слишком много и она не фильтруется, противоречит одно другому, поступает пассивно, не осознанно. Эта информация приобретает власть над поведением человека, и он оказывается не в состоянии избежать ее воздействия.
Так наше подсознание заполняет информационный мусор -неосознанная информация, не имеющая содержания. Она наносит ущерб сознательному я и ослабляет его, дезориентируя человека и провоцируя эмоциональные и психологические конфликты, чем больше информационное насыщение, тем хуже мы анализируем. Эта сила постепенно лишает человека сущности и превращает его в нечто чуждое самому себе, и даже желания и идеалы становятся не его, а навязываются. В мире не существует единого мнения по поводу морали, зато существует негласный сговор потреблять одинаковые товары. Миллионы людей-роботов с научной точностью приобретают определенные товары, повинуясь автономной информации, внедренной в их мозг через рекламные послания. Многие становятся аморальными или преступниками, подражая героям кино и телевидения, повторяя злодеяния, широко освещаемые прессой. Часто в фильмах наглядно показывается, как лучше украсть, обмануть, ограбить, а также пропагандируются различные формы садомазохизма и сексуальных извращений.
Внимание уделяется только имиджу, внешности и наличию материальных благ, то есть происходит подмена ценностей, когда о людях судят по тому, чем они владеют, а не по тому, кем они являются. Большинство людей отождествляют счастье с обладанием имуществом, превращая это в синоним удовольствия. Несомненно, мир помешан на потребительстве, и люди получают наслаждение от самого акта покупки вещей, думая, что это приносит им счастье. Культ денег, стремление преуспеть в обществе, пристрастие к роскоши, а.зартные и.гры, потребление наркотиков, агрессивность и насилие, терроризм, жажда власти, зависть, обиды, самовлюбленность, с.екс как потребительский товар, порнография, всевозможные извращения - всё это разные формы помешательства, и в них вовлечены массы людей, руководимые чуждыми силами, сопротивляться которым ни у кого нет ни воли, ни разума. Диктатура масс осуществляет контроль над индивидом, поэтому он уже не может жить самостоятельно, без оглядки на то, как его воспринимают в обществе. Самоуважение людей ошибочно основано на постоянном заглядывании в лицо ближнему, чтобы уловить в его выражении и мимике одобрение или порицание, чтобы приспособить свое поведение к требованиям группы.
Иногда, желая глубже узнать человека, мы напрасно пытаемся проникнуть в его душу, где встречаем нечто, похожее на гигантскую луковицу с ее бесчисленными слоями, через которые невозможно пробраться, чтобы увидеть его внутреннюю сущность.
И эти людиавтоматы -не исключение из правил, они законные дети современного общества, не знакомые с высшими ценностями и не способные на высокоморальные поступки. Они совсем не плохие, даже стремятся к добру, но их мозговая программа не позволяет отличить истинную ценность от мнимой. Они бродят по жизни, как призраки, не имея цели, в постоянной погоне за иллюзией счастья, которого реально не могут достичь, ищут блага во все новых и новых фантазиях, проистекающих из их добрых намерений. Основная проблема воспитания состоит в том, что оно не направлено на развитие в людях того лучшего, что должно существовать в человеке, так как главная его цель – непременно добиться соответствия того, кто обучается, обществу и культуре. Образование ребенка начинается с родителей, и, естественно, они не могут научить тому или передать то, чего сами лишены. Безумный отец передаст сыну такое же безумие, создавая порочный круг, который очень трудно разорвать, поскольку всё повторится в последующих поколениях.
Слишком часто родители являются «плохими родителями» совсем не потому, что не любят своих отпрысков, а потому, что не знают, как надо их воспитывать. Они склоняются либо к излишней авторитарности, либо к излишней мягкости, но в большинстве случаев родители чувствуют, что они подчиняются детям. Известно, что дом и семья представляют для ребенка модель всего мира. То, как дети их воспринимают, станет для них общим восприятием жизни.
Именно в семейной ячейке формируются моральные правила, хорошие или плохие, в зависимости от поведения родителей. Очевидно, что сын вора не увидит ничего странного и необычного в воровстве. Но наши родители в свое время, также как и мы, были жертвами неправильной системы образования, поощрявшей слепое подражание и заучивание наизусть, поэтому их ответственность весьма относительна. Мы входим в школу испуганными малышами и сталкиваемся с гигантами, приобретающими в классе тотальную власть над нашими умами, у нас нет, или почти нет, возможности возразить или порассуждать о том, чему нас учат. Огромная проблема обучения заключается в обескураживающем отсутствии действительно эффективных методик обучения, где понимание стояло бы выше запоминания. Общераспространенный в школе стиль развивает в ученике, хотим мы того или нет, умственную пассивность -в том смысле, что ребенок должен полностью открыться для любой обязательной, даваемой в авторитарной форме информации.
Современное образование превращает людей в обыкновенные хранилища информации
. Их головы наполнены автономной информацией, а это влечет за собой опасность помешательства со всеми вышеизложенными последствиями.
Помешательство постепенно ведет индивида к потере человеческого, все больше превращая его в машину. Человека не покидает чувство тоскливого одиночества, которое свойственно всем тем, кто теряет истинный путь в жизни, все сильнее отдаляясь от своей внутренней природы, он вынужден делать то, что диктуют ему чипы памяти, а не то, чего ему хочется в глубине души. Мы не принимаем во внимание, что звания ничего не стоят, если способности человека не применяются в реальной жизни с должной эффективностью. Профессиональное совершенство необязательно выливается в совершенство человеческое, так как эти две сферы, как правило, не соприкасаются.
Если бы Аристотель вернулся к жизни таким способом, чтобы его все узнали, и, немного устав от человеческого несовершенства, решил подшутить над людьми, рассказывая глупости под видом «глубоких мыслей», то все слушали бы, убежденные в ценности и правдивости его слов, не заподозрив шутки мудреца. И наоборот, если бы Будда вернулся на Землю и начал бы проповедовать, никем не узнанный, никто не стал бы его слушать.
Наша абсурдная система воспитания учит оценивать людей по тому, чем они обладают, а не по тому, что они на самом деле собой представляют. Физическая привлекательность, деньги, материальное имущество, профессиональные титулы, происхождение – все это связано со словом иметь, а не со словом быть.
Судья может подумать, что он и есть правосудие, а не государственный служащий, проводящий в жизнь действующее законодательство. Но он тоже существует не сам по себе, а исполняет функции согласно должности
. Парламентарий легко может забыть, что ему всего лишь поручено заботиться об интересах народа, и полностью впасть в самолюбование и нарциссизм, кичась своей властью, которая не является его личной, а принадлежит должности, которая делегирована ему обществом.
Главные ошибки и недостатки нашего образования состоят в следующем:
1. Образование не индивидуально: все подравниваются под единый стандарт.
2. Авторитарно и агрессивно из-за большого количества сублиминальной информации.
3. Не учит преодолевать уровень сублиминального восприятия, чтобы человек мог обучаться правильно, то есть
без ограничений, так как самим преподавателям это неизвестно.
4. Обучение носит сугубо информационный характер и направлено на запоминание. Единственная цель – запрограммировать обучаемого, а не научить его глубоко мыслить.
5. Не учит развивать характер и волю.
6. Делает упор на внушение и гипнотическое воздействие, тем самым ослабляя зону мозга ученика, отвечающую за сознание.
7. Строится на ошибочной схеме отношений «преподаватель – ученик». Преподаватель должен не
обучать, как это обычно происходит, а поощрять ученика к самостоятельному обучению, используя информацию учителя.
8. Не учит, каким образом познать самого себя, раскрыть и развить свою собственную индивидуальность.
9. Не обучает морали глубоко и содержательно.
10. Информация, полученная при обучении, закладывается в мозг учащегося как
автономная информация, не подчиненная его «я», она контролирует определенные сферы его поведения, причем человек не в состоянии избежать её влияния.
11. Традиционное образование
задает ментальные границы, сужающие возможности учащегося только тем, что находится внутри них.
12. Не уделяется должного внимания психологическим проблемам, способным затруднить обучение. Многие учащиеся тщательно скрывают их во избежание насмешек и критики. Нередко наиболее уязвимые вынуждены жертвовать своей одаренностью, чтобы как-то адаптироваться в группе, состоящей из посредственностей.
Но наиболее пагубным, является аудиовизуальное образование, способное сформировать мир неграмотных роботов, потому что при этой форме обучения меньше всего задействована сознательная часть индивида. Необходимо понять, что вся информация, проникающая в наш разум без осмысления со стороны я, оказывает гипнотическое воздействие, ухудшает возможность сознательного поведения и, как следствие, препятствует поведению моральному.
Первоочередной и высшей целью образования должно стать формирование и развитие более гуманных людей, имеющих внутреннее содержание, а не просто механически эффективных индивидов. Конечно, общество предпочитает людей, которые подходят системе, а это означает увеличение овец в стаде, при этом растет только их количество, а не качество.
Необходимо признать, что большинству людей присущ моральный субъективизм, в соответствии с которым целью моральных поступков считается достижение субъективного состояния удовольствия или счастья, когда человек оценивает как хорошее всё то, что доставляет ему удовольствие, и как плохое - все то, что вызывает у него боль и страдание. При таком подходе понятие морали не связывается с высокоэтичным поведением.
Субъективизм оправдывает все самые примитивные, животные импульсы и желания, полностью освобождая человека от беспокойства, стыда или вины, если реализация данных желаний и импульсов приносит ему удовольствие. К сожалению, несмотря на постоянную пропаганду нравственности, моральный субъективизм является самой распространенной привычкой людей, и этому способствуют все те моралисты, которые утверждают, что мораль - дело личного выбора и желания.
Если человек и ведет себя в соответствии с моралью, то делает это лишь из страха наказания, а не по внутреннему моральному порыву.
Представьте, что принят закон, заранее объявляющий амнистию за любые преступления, совершенные 1 января. Последствия были бы ужасными, при отсутствии наказания большинство людей дало бы полную свободу своим самым низменным инстинктам.
Наверняка никто из тех, кто нарушает законы этики, не считает себя плохим. Такие люди, как и все, стремятся к счастью и добру, но ошибочно ищут их не там, где нужно.
Если мы хотим достичь реального прогресса, наша мораль должна быть подобна прочнейшей стали, а не резине. Как только люди начинают уклоняться от соблюдения этических норм или адаптировать их к себе, они уже не могут остановиться.
Кто для подавляющей части молодежи является сегодня примером для подражания? Разве они восхищаются Пифагором, Сократом, Конфуцием, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Блаженным Августином, Шекспиром или Сервантесом? Конечно, нет.
Они подражают слабым, бесполым, нервным и неуверенным в себе людям, лишенным высших духовных ценностей, социальным паразитам, ничего не дающим обществу. Есть ли сейчас примеры высокой духовности и морали? Их крайне мало. В нашем обществе ценится лишь то, что приносит деньги или выгоду заинтересованным группам людей, и поэтому те немногие, кто достиг духовного совершенства, обычно остаются в неизвестности.
Сократ был осужден за то, что «слишком много говорил». Нерон убил Сенеку, потому что не мог вынести правды. Иисус Христос обличал мир и был распят. Кажется, что во все времена правда была невыносима для сознания темных личностей, поэтому истинных пророков рано или поздно уничтожали или очерняли извращенные люди, маскирующиеся под добродетельных.
Большинство последователей Иисуса Христа подражают ему лишь внешне. Очень немногие «подставляют другую щеку»
, когда их обижают. Еще меньше людей, которые выполняют золотое правило:
«Не делай другому того, чего не хочешь, чтобы делали тебе».
Странно, но те немногие, кто избрал духовный нерелигиозный путь, вызывают у общества подозрение.
Люди не понимают поступков, целью которых не являются материальная выгода или эгоистические амбиции.
Приблизительный возраст планеты составляет четыре с половиной миллиарда лет, а сознательное поведение человека не превышает в лучшем случае 30 000 лет, человечество едва лишь встает на ноги, тк его эволюционный уровень очень низок.
Возвращаясь к мысли Аристотеля о том, что у человека есть своя особая мораль
, мы видим, что люди так и живут и результаты плачевны. Существующие моральные правила подогнаны под современного человека, и он, как ребенок, относится к ним, как к игрушкам для удовлетворения капризов и прихотей.
Поведение современного человека соответствует его эволюционному возрасту, и он делает то, что свойственно этому уровню. Если человечеству 30000 лет, то от него нельзя ожидать поведения, словно ему 200000 лет. эволюция не всегда поступательна, она может останавливаться, отступать назад и иметь провалы. Нет сомнений в том, что были эпохи, когда уровень морали человека был намного выше, а сегодня мы с огромной скоростью катимся вниз. Причина падения проста: цель современного образования - запрограммировать мозг людей так, чтобы они лучше выполняли свою профессиональную и общественную работу. При обучении основное внимание уделяется передаче как можно большего объема информации, в то время как моральное совершенствование человека абсолютно не принимается в расчет. Главная ошибка науки состоит в утверждении, что интеллект - самая ценная способность человека, при этом интеллект рассматривается в отрыве от сознания.
"Думаю, в мифе о Вавилонской башне имеется в виду не возникновение различных языков, а появление корыстных, подтасованных, ошибочных и поверхностных значений. Так, в культуре отсутствует понятие о важнейшей способности человека – его высшем сознании в смысле его наибольшего, или наивысшего, уровня."
Истинное значение многих важных слов людям остается неизвестным. Например: дух, я, сущность, сознание, честь, любовь, свобода, добро, зло и другие. Словно существует некий тайный заговор, имеющий целью скрыть наиболее глубокий смысл определенных слов. И вероятно, это происходит во всех языках
Научный прогресс оправдан лишь тогда, когда параллельно с ним эволюционирует сознание людей, а этого пока не происходит.
Ситуация могла бы измениться, если бы науке XXI века удалось разработать прибор, способный точно измерять
уровень индивидуального сознания, то есть степень бодрствования человека и совокупность опыта, приобретенного им сознательно (если таковой имеется). На основании этих критериев наиболее значимые люди занимали бы высшие руководящие должности в обществе, а менее ценные – скромные позиции, соответствующие их умственным способностям, причем в крайних случаях их могли бы лишить некоторых гражданских прав. При этом обязанностью общества было бы помогать развиваться всем желающим.
Так же как инвалидность не должна быть причиной для стыда, человек, чье умственное развитие признают
незавершенным, не должен чувствовать себя ущербным.
Человек почему-то вообразил, что он «завершен», и это мешает ему осознать свои проблемы. Ощущение завершенности объясняется, вероятно, тем, что физическое тело кажется человеку гармоничным, ведь у него не возникает желания иметь вторую голову или третью руку. На ментальном и духовном уровне всё обстоит иначе, потому что человек рождается незавершенным, как
необработанный материал, и главная цель его жизни –
завершить себя. Тот, кто этого не сделает, может считать себя неудачником на пути эволюции. Мир восхищается и почитает гениев интеллекта, но совсем не знает гениев сознания, которых мало и которые к тому же предпочитают жить в безвестности. Их гениальность духовного, а не физического порядка.я незавершенными, и если остаемся такими, то это не может быть поводом для стыда или обиды, а должно побуждать к самореализации.
Слабость характера стала сегодня общераспространенной болезнью. Эта проблема в первую очередь затрагивает молодых людей, которые только начинают искать свое я.
Зависимость от взрослых, неуверенность, присущая их возрасту, отсутствие самодисциплины, сомнения по поводу природы добра и зла, склонность к фантазиям, слишком вольное или излишне строгое воспитание, психологические комплексы, чрезмерная опека, заблуждения относительно роли мужчины и женщины, плохая социальная адаптация, дух противоречия – вот лишь некоторые причины, препятствующие правильному развитию характера.
Особое беспокойство вызывает потребление наркотиков, потому что оно не только ослабляет характер и волю, но и толкает молодых людей на аморальные поступки и преступления.
Что же касается взрослых, то их слабохарактерность обусловлена неверным поведением, вошедшим в привычку. Они предпочитают праздность и легкие заработки напряженному труду, для них характерны недостаток физической активности, страх перед новыми трудными задачами, стеснительность, боязнь защищать свои права, привычка с детства к чрезмерной опеке, расплывчатые представления о роли мужчины и женщины, потребление наркотиков.
Телевидение, которое по своей сути является входной дверью в бессознательное людей, колонизирует их разум и насаждает ложные ценности, такие, как материализм, гедонизм и вседозволенность. Кроме того, вся структура рекламы и маркетинга основывается на обманчивой доступности предлагаемых товаров и услуг, что бессознательно приводит людей к представлению о жизни как о фантастическом мире, где все можно получить без особых усилий. Растворение личности в толпе создает иллюзию, что человек плывет по жизни на огромном корабле, направляемом куда-то неизвестным капитаном, причем пассажир не может повлиять на выбор пункта назначения. К тому же в городской жизни мало возможностей для героических поступков, позволяющих закалить характер, если сам человек к этому не стремится. Лишь тем, кто ставит перед собой высокие цели и обладает самоконтролем, удается развить сильный характер. Снисходительность к себе является одним из качеств, которое ослабляет и разрушает характер и волю.
Этичное поведение не возникает само по себе, мы должны достичь его трудом и дисциплиной.
Причины, ослабляющие характер и волю:
Навязчивое стремление к удовольствиям
Гедонизм, то есть поклонение удовольствиям как божеству, является, вероятно, самой характерной чертой современного человека. Настойчивый поиск чувственных удовольствий ставится превыше всего, и неважно, какой ценой они достаются. Безумие людей зашло уже так далеко, что они воспринимают мир как супермаркет, предлагающий развлечения и удовольствия, и уверены, что они появились на свет ради бесконечных наслаждений, а не ради морального и духовного совершенствования.
Чрезмерная опека
Чрезмерная опека делает детей слабыми и робкими, и, повзрослев, они оказываются неспособными проявить минимальную активность, чтобы пробить себе дорогу в жизни и заставить других уважать себя. Став взрослыми, они ищут защиты у государства, видя в нем замену своим родителям. Их личность остается недоразвитой, а иногда они даже превращаются в эмоциональных инвалидов, которым очень трудно приспособиться к жизни.
Нередко такие люди чувствуют себя жертвами, жалеют и относятся к себе снисходительно. Таким образом они избегают тяжелого труда и не развивают в себе привычки бороться за достижение желаемого. Именно поэтому у них нет ни энергии для моральной борьбы, ни сил, чтобы противостоять искушениям и жертвовать сиюминутным удовольствием ради достижения важных целей. Безволие делает их аморфными и нерешительными в выборе этических ценностей, поскольку у них нет глубоких убеждений и твердости, чтобы защищать их. Они избегают высоких целей из-за страха перед ними.
Праздность и изнеженность
Культ роскоши, наслаждений и комфорта быстро разрушает духовный мир человека, вследствие чего растут материализм и насилие. Карьеризм и потребительство полностью захватывают его душу, то есть делают то, что всегда считалось делом и задачей дьявола. Как ни странно, но в обществе сложилось мнение, что уровень нашей цивилизации быстро растет, всё идет хорошо и для беспокойства нет причин. Вера в то, что человек является венцом творения, а также всеобщее потребительское безумие заставляют замалчивать некоторые факты и не задавать лишних вопросов.
Половая неопределенность
Многие звезды современной эстрады надевают женскую одежду и становятся примером для подражания у молодых людей, еще не нашедших себя. С другой стороны, женщины, чувствуя пренебрежение со стороны мужчин, пытаются соперничать с ними на равных, желая продемонстрировать свое превосходство, чтобы заставить себя уважать, и поэтому имитируют мужские манеры.К сожалению, ориентация на внешнее бесплодна, и тот, кто пытается таким образом повысить собственную значимость, расплатится за это чувством невыносимой внутренней опустошенности.
Малоподвижный образ жизни
Люди, ведущие малоподвижный образ жизни, более слабы и склонны к пессимизму, печали и меланхолии, а следовательно, имеют негативный подход к жизни. Спортсмены, наоборот, обычно оптимистичны и уравновешенны, обладают хорошим физическим и ментальным здоровьем. После десятикилометровой пробежки у человека вряд ли появится желание совершить преступление или аморальный поступок, обидеть кого-нибудь или впасть в депрессию.
Безвольные люди, испытывающие отвращение к любым усилиям, охвачены низменными страстями, они не понимают, что без трудностей не бывает ни развития, ни самореализации. Скромная и активная жизнь является хорошей основой для развития морали.
Неспособность человека ценить себя
Как писал Макс Шелер, истинная мораль невозможна, если человек не ценит себя, поскольку в этом случае он начинает зависеть от мнения других. Большинство людей оценивают себя настолько, насколько их ценят окружающие, и поэтому стараются раздуть свой имидж, вызвать восхищение и уважение – только это приносит им удовлетворение. Здесь кроется причина отчаянных поисков власти и социального признания.
Люди живут согласно выражению «чем больше имеешь, тем больше ты значишь», поэтому все стремятся иметь роскошные автомобили, драгоценности, меха. Чем больше человек раздувает свой имидж, тем слабее становится его истинное «я», тем труднее ему делать серьезные усилия и тем меньше он способен к достижению высших ценностей. Такой человек переносит центр своей психологической жизни на других, но делает он это не из щедрости или доброты, а из-за огромного эгоизма. Он живет через других, поскольку использует их как зеркало для своего имиджа и средство для питания своего «эго».
Гипнотическое воздействие окружающей среды
Гипноз проще всего определить как «состояние, подобное сну, для которого характерны повышенная внушаемость и утрата воли». Словарь
Испанской Королевской Академии дает следующее определение слову «внушать»:
сознание человека изменяется таким образом, что приводит к заметному снижению уровня его бодрствования. Хотя человек и не спит в том смысле, как мы обычно определяем сон, но его восприятие меняется, становится сублиминальным и значительно повышается подверженность внушению. Возникает двойственность: с одной стороны, человек сохраняет логическое мышление, а с другой – становится легковерным, как ребенок, немедленно принимая за реальность самые абсурдные вещи.
Загипнотизированный таким образом человек кажется внешне абсолютно нормальным, поскольку не видно, что его сознание изменено. Его глаза открыты, но он пребывает в полугипнотическом трансе, его способность к высшему суждению значительно снижена, он склонен безоговорочно верить в самое невероятное, и его разум частично отключен. Если бы это было не так, то не существовало бы рекламы, поскольку не было бы простаков, которые становились бы приверженцами определенной газированной воды только потому, что её предлагает с экрана красивая девушка. Человек в действительности «покупает» девушку, а не воду, даже не догадываясь об этом.
Бессознательное человека подобно ребенку, который не способен рассуждать и принимает без всяких сомнений то, что ему говорят. Поэтому все проникающие в мозг воздействия накапливаются в нем в качестве автономной информации, не подчиняющейся я. Они отдают приказы и обусловливают поведение.
Только тот будет считать «промывание мозгов» фантастикой, кто даже не подозревает, что большая часть его мозга ему уже не принадлежит, поскольку колонизирована чуждой сублиминальной информацией, которая не имеет ничего общего с его сущностью.
Телевидение – самый мощный и совершенный гипнотизер.
В мире, где дети с ранних лет подпадают под гипноз телевидения, все разговоры о «личной свободе» не более чем фарс. Из детей хотят вырастить покорное стадо овец, послушных потребителей, которые к своему совершеннолетию окажутся полностью запрограммированными. Жизнь в крупных городах полна гипнотизирующих стимулов, будто так и было специально задумано.
Вот что пишет профессор Л. фон Берталанфи [7] в своей книге
«Роботы, люди и умы»:
«Воспитание в семье, образование и вся человеческая жизнь представляют собой по большей части реакции на внешние условия. С ранних лет детям прививают нормы элементарной гигиены и другие правила, чтобы сформировать социально приемлемое поведение и заглушить всё, что идет с ним вразрез. Дальнейшее образование, согласно принципам Скинера, усиливает правильные реакции благодаря обучающим механизмам.
В результате формируется человек, который становится частью благополучного общества, удовлетворяющего всех. Человек программируется при помощи строго научных методов с использованием государственных средств массовой информации таким образом, чтобы он стал идеальным потребителем, или автоматом, адекватно реагирующим на все приказы господствующей политической, военной и промышленной системы.
Люди – это машины, которые могут быть запрограммированы. Они все одинаковы, как сошедшие с конвейера автомобили. Для них самым важным является спокойствие и удобство.