3. Чехов - Рассказы
Кошмар
Мораль рассказа в том, что гордыня мешает человеку адекватно воспринимать себя и окружающую действительность. Горделивые люди оценивают реальность сквозь призму своего самолюбия, склонны во всем обвинять других и судят о них позиции своего высокомерия, с презрением. Так герой рассказа-чиновник Кунин воспринимает священника Якова. При знакомстве с ним он отметил его внешний вид, он воспринял его как личное оскорбление, т.к. одет Яков был в старую, поношенную, грязную расу, и Кунин подумал, что священник мог бы одеться получше, приходя к ниму в дом. За чаепитием Яков положил откусанный кренделек в карман, и Кунин расценил это как жадность. На самом деле, как выяснилось позже, этот кренделек он оставил своей жене, для которой это было единственной радостью в жизни.Все поведение Якова, его отрешенный вид, равнодушие к их общему делу, внешность, оскорбляли религиозное чувство Кунина. Чиновник пишет письмо архирею, в котором обвиняет Якова в недостойности своего сана. Когда священник стал проситься к Кунину на должность писаря, он опять оценил это как алчность. Тогда священник стал рассказывать Кунину, что они с женой влачат нищенское существование, что почти все свое жалование Яков отдает, помогая другим, что он не может нормально служить и думать о каких то делах, потому что все время думает о еде. После того как священник ушел, пораженный сказанным чиновник осознал то, что был не прав в своих суждениях. Ему стало стыдно за свое письмо, он стал метаться в мыслях, стараясь найти способ помочь. Но поняв что его жалования едва хватит, оставил эти мысли.
Гордым быть — глупым слыть. Пустой мех вздувается от ветра, пустая голова — от чванства. Иное чванство хуже пьянства.