Типичные причины затруднений с просьбами
Первая причина – это
вера в справедливость.
Ольга:
– Когда я хочу, чтобы мужчина мыл посуду, это же справедливо. Что-то делаю я, что-то – он. Почему я должна просить? Если бы это было лично мне нужно, а так – дело-то общее. Он сам должен понимать, что его обязанность делить общие дела между собой, я ведь не прислуга.
В принципе, насчет «он должен» мы уже разобрались. Не то чтобы ты не права, если считаешь так же, как Ольга, что все должно быть по справедливости. Просто такой подход не ведет к нужному результату.
Выше я уже приводила в пример историю Ани и Андрея. Пока Аня требовала, упрекала, давила – Андрей не хотел идти ей навстречу. Это неподходящая обертка для идеи, какой бы справедливой она ни была. Просьба – совсем другое дело. Это именно та упаковка, в которой мужчина готов взять информацию о твоих желаниях, рассмотреть ее и принять решение – согласиться или нет.
Если ты веришь в справедливость, важно просто обсудить, как справедливо строить отношения с мужчиной, что именно ты от него ждешь,
попроситьидти тебе навстречу в этом. По умолчанию или через требования и претензии не получить отношения, в которых баланс цены и ценности справедливый.
Еще одна типичная причина затруднений с просьбами –
страхи.
Например,
страх потерять лицо.
Лариса:
– Я себя чувствую попрошайкой. Попрошайки – это дно, парии, отверженные, маргиналы. Я не хочу выставлять себя в таком свете!
Наталья:
– Тот, кто просит, как бы неполноценный, неумный или неспособный, инфантильный. Просить – это как-то невзросло, что ли. Особенно если просить о том, что я и сама могу сделать.
Все это о том, что просящий как бы теряет лицо, свою гордость, достоинство.
Женщины с таким убеждением еще любят приводить в пример цитату из «Мастера и Маргариты»:
«Никогда ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат, и сами все дадут!» (М. Булгаков)
Очень заманчиво. Но не надо забывать, что в книге эти слова принадлежат Воланду, воплощению зла, поощряющему в женщине не гордость, не ее женское достоинство, а гордыню, больное раздутое эго.
Все мы имеем потребность в высоком социальном статусе. У нас с древних времен на подкорке прошито: чем выше статус, тем выше вероятность выжить – вождю, шаману и другому уважаемому «специалисту» всегда с общего стола достанется кусок мамонта пожирнее.
Соответственно, когда просьба ассоциируется со снижением статуса, наше подсознание не может с этим согласиться (выжить важнее). И вот ты, посмотрев мотивирующее видео на просторах интернета о пользе просьбы, стоишь, наконец-то, полная решимости попросить симпатичного мужчину донести твою сумку от кассы супермаркета до машины (а заодно дать парню шанс тебя рассмотреть и – чем черт не шутит – завязать интересное знакомство).
…Но почему-то язык не слушается, тело напрягается.
Так и будет, если не перестать связывать просьбу со снижением статуса, потерей гордости, достоинства.
Дело не в том, что женщина, которая просит мужчину, – это попрошайка или неумеха. Попрошайка и неумеха не может себе помочь сама, ей приходится довольствоваться тем, что другим не жалко для нее сделать, что не жалко ей отдать. Женщина (с большой буквы Ж)
может справиться САМА! Но
выбирает дать шансы мужчине что-то сделать для нее. Потому что (и мы уже разобрали это в первой главе) дать возможность мужчине себя проявить – это гораздо полезнее и мудрее.
Чем больше мужчина в тебя вкладывает, тем сильнее влюбляется.
Мудрость в том, чтобы уметь четко осознавать свои цели, приоритеты, действовать в соответствии с ними и, в конечном счете, получить ту версию жизни, в которой ты хочешь жить. Действительно мудрая женщина просит не потому, что сама не может, а потому, что это ведет ситуацию туда, куда ей нужно, – к отношениям, наполненным любовью.
Как говорится в старой доброй народной мудрости: «Дай бог все уметь, но не дай бог все делать».
Страх потерять лицо – не единственный. Еще один распространенный вариант – это
страх отказа.
Мария:
– Я боюсь, что попрошу, а мне откажут. Это же обидно, это значит, что человек равнодушен ко мне. За этим как бы послание: «Пффф, да с чего бы я для тебя напрягался?» Отказ – это, практически, меня ставят перед фактом, что я не любима. Поэтому, конечно, гораздо лучше, когда мужчина понимает намеки, сам догадывается, что я хочу.
Этот страх имеет корни в детстве. Для маленького ребенка, в силу простоты и прямолинейности его детской логики, отзывчивость родителей на просьбы чаще всего связана с любовью («
Я чего-то хочу, и родители мне это дают, значит, меня любят, и значит, я в безопасности»).
Но в некоторых семьях просто не принято баловать детей, чтобы как можно лучше подготовить к «тяготам жизни». Или, бывает, что в силу экономических причин приходится отказывать малышам в просьбах. И вот, ребенок «сигналит» родителям: «Хочу!» – получает отказ. Усиливает нажим. Естественной реакцией родителей на давление является раздражение:
– Мало ли чего ты хочешь! Вести себя сначала научись!
Ребенок, сталкиваясь с родительским гневом или раздражением, делает вывод, что в такие моменты его не любят (а значит, он больше не в безопасности). И решает для себя: «
Хотеть бесполезно, а просить и вовсе опасно, так можно рассердить родителей и потерять их любовь». Потом вырастает этот ребенок в женщину, которая не очень умеет хотеть и совсем уж плохо умеет просить. В глубинах ее подсознания живет этот страх: «Просить – значит рисковать. Можно столкнуться с тем, что не нужна, не любима». Кстати, если спросить такую женщину: «Чего ты хочешь прямо сейчас?» – она растеряется. Ведь связь со своими желаниями нарушена.
Я ни в коем случае не хочу, чтобы эта книга привела нас к осуждению родителей. Никакая мама не хотела бы, чтобы ее воспитательные действия сделали из дочки несчастную женщину, которая почти разучилась хотеть. Наверное, если бы они знали, то вместо гнева, скорее, постарались переключить внимание ребенка на что-то интересное, чтобы отвлечь от желания. Или терпеливо бы объясняли условия получения девочкой того, что она хочет. Но все получилось, как получилось. Они дали тот старт в жизни, какой смогли. И теперь твоя задача «додать» себе то, что не вошло в твой «начальный пакет опций». В данном случае – вернуть себе способность хотеть и умение просить (если ты вдруг узнала себя в только что приведенной в пример девочке).
Взрослая женщина отличается от ребенка прежде всего тем, что имеет более сложный разум. И может шире посмотреть на вещи: перестать связывать просьбы и любовь напрямую.
Приведу здесь одну метафору, сейчас поймешь, зачем.
У одного мужчины был яблоневый сад – всем на загляденье. Весной он благоухал на всю округу и радовал глаз кипенно-белым цветом. А осенью щедро дарил хозяину свои плоды – сочные, спелые, наливные яблочки.
Мужчина охотно раздавал урожай всем, кто просил: соседям, родственникам и просто прохожим. Даже мальчишкам, которые лазали в сад за своей пацанячьей добычей, не мешал тайком нарвать яблок. Лишь бы деревья не портили. И всем хватало – мужчине, и односельчанам, и даже на продажу!
Но однажды весной прошел сильный ливень с градом. После дождя люди вышли из домов и увидели, что ветки у яблонь в саду, еще полчаса назад одетые в нарядные белые кружева, теперь совсем голые…
Год выдался неурожайным. Осенью хозяин сада собрал всего-то миску яблок. И кто бы ни пришел с просьбой отсыпать яблочек – получил отказ…
Когда ты просишь человека, а он отказывает, это зачастую не о том, что он недостаточно тебя ценит и любит. Это о том, что прямо сейчас «неурожай яблок». В концепции свободного выбора очень важно помнить про потенциал мужчины. Один мужчина может дать тебе много времени, но мало денег, другой, наоборот, имеет достаточно материального ресурса и очень мало времени. У третьего деньги есть, время, энергия – тоже, но вот именно сейчас – нет. У людей разный потенциал. Более того, у одного и того же человека он в разные моменты жизни разный.
– Удели мне время?
– Мне нужно бежать, клиент ждет.
Это не о том, что мужчине не хочется побыть с женщиной, так как не любит, а о его обязательствах, которые мешают провести с ней время прямо сейчас.
– Подари мне шубу.
– У меня нет сейчас денег.
– Ну как же нет? У тебя бизнес.
– Все в обороте, прости.
Это не о том, что ему жалко денег на подарок, потому что недостаточно любит. А о том, что есть цель, достигнув которую он выйдет на новый уровень, и можно будет купить шубу не на последнее, а от избытка. В бизнесе, когда деньги в обороте, забрать их – все равно что выкопать картошку сразу после ее посадки.
– Помоги мне убрать посуду?
– Позже.
Это не о том, что он эксплуатирует женщину, не ценит. Это о том, что прямо сейчас никак (по какой-то неважно какой причине).
И так далее.
Чаще всего
отказы – это не о тебе. И не о любви.
Это о потенциале мужчины в данный момент.
Лучшие моменты для просьбы, кстати, когда мужчина доволен и расслаблен, – после вкусного ужина, после секса, когда у него что-то получилось, после какого-то успеха.
Женщина, которая умеет выбрать момент наивысшего потенциала (или подождать), получает гораздо меньше отказов. Так что не надо бояться уточнять, когда будет подходящий момент.
– Удели мне время?
– Мне нужно бежать, клиент ждет.
– Сориентируй, когда сможешь?
– Давай вечером?
– Ок.
И не надо бояться повторять свою просьбу несколько раз в разные моменты.
– Помоги мне убрать посуду?
– Позже.
…
– Позже уже наступило, чтобы помочь мне убрать посуду?
Кстати, когда я на тренингах говорю о моменте и предлагаю повторять просьбу, почти всегда находится хоть одна женщина, которая не выдерживает: «Да что же я, попрошайка?! Почему я должна повторять, упрашивать?! Мне проще самой уже пойти и сделать…» А потом вдруг вспоминает, о чем шла речь раньше, замолкает и хитро улыбается…
И я всегда знаю: в жизни этой женщины прямо сейчас начались желанные изменения. Прямо сейчас она вернула себе право хотеть и получать желаемое, решила стать чуть-чуть Шехерезадой – мудрой, искусной в общении чаровницей. И я заранее знаю, что теперь ее мужчина будет больше для нее стараться и меньше отказывать.
И то ли еще будет! Чуть позже я покажу, что еще можно добавить, чтобы усилить желание мужчины выполнять твои просьбы, даже ждать их.
Еще один страх, который нельзя обделить вниманием, поскольку он тоже саботирует просьбы, – страх уязвимости.
Ксения:
– Если я о чем-то прошу, значит, я буду человеку в дальнейшем что-то должна. Например, прошу мужчину меня подвезти, а вдруг он решит, что взамен может рассчитывать на то, чтобы зайти ко мне на кофе, ну и дальше сами знаете что. Когда не знаешь, чем долг отдавать, лучше и не брать, я так считаю.
Вполне понятны чувства Ксении, которая после оказанной мужчиной услуги задается вопросом: «А что я буду за это должна?» Правило взаимного обмена (получила – отдай), о котором мы подробно говорили в первой главе, задает вектор размышлений.
Кроме того, здравый смысл подсказывает Ксении, что мужчина тоже исходит из такого правила, и это самое «взамен» тоже имеет в виду. А что мужчинам от женщин надо – это все мамы еще в юности дочкам рассказывают, чтобы предостеречь.
Закономерный вывод: просить – это небезопасно, это делает уязвимой. Но всегда ли это так?
И вот здесь пришла пора поговорить об экологии просьбы.
Экология – это как раз безопасность, безвредность каких-то твоих действий, решений для тебя и важных для тебя людей.
Давай на примере, не связанном с отношениями. Допустим, ты хочешь купить жилье и уже подобрала подходящий вариант. Проверить это (и любое другое) решение на экологию, значит, спросить себя: «Есть ли что-то в этом решении, что ухудшит мою жизнь, лишит меня чего-то важного?» Если «Нет», то решение полностью экологично для тебя. А если, допустим, деньги на квартиру ты взяла у банка и не представляешь, как рассчитываться, так как потеряла работу, то, конечно, приобретение жилья таким способом экологичным не назовешь.
Неэкологичная просьба, соответственно, – это просьба, в результате которой ты можешь пострадать (подвергнуться насилию, потерять отношения, деньги, здоровье и пр.). Пример Ксении, когда ты не знаешь, чем придется расплачиваться за просьбу к малознакомому мужчине подвезти до дома, очень подходящий в этом смысле. Я лично пару раз работала с женщинами, для которых такие ситуации закончились неприятно, мягко говоря.
Так что страх уязвимости в данном случае – это не такая уж вредная вещь. Стоит рассматривать его как сигнал, что нужно ситуацию проверить на экологию. Как я уже сказала, делаем это, спрашивая себя:
Есть ли что-то в моей просьбе, из-за чего я могу пострадать?
✓ Потерять работу (если попросить, например, своего мужчину разобраться с накричавшим на тебя начальником – такое вполне возможно).
✓ Понести материальные потери (одна из моих клиенток попросила нового знакомого из ресторана сесть за руль ее машины и отвезти домой, так как она пила алкоголь, а мужчина – нет, и по дороге человек, нарушив правила, стал виновником ДТП, разбил ей автомобиль).
✓ Подвергнуться насилию (просьба к незнакомому мужчине подвезти до дома, как уже упоминалось, не исключает такого исхода).
И т. п.
Если в результате просьбы есть риски реальных потерь, то, конечно, стоит подумать о том, как их снизить или предупредить, смягчить, а может, и вовсе отказаться от этой конкретной просьбы.
Такой подход помогает обойти вредное предубеждение о том, что все просьбы делают тебя уязвимой. Не все, а только некоторые. Если возникают опасения, делаем проверку на экологию. Пренебрегать своей безопасностью так же вредно, как совершенно никому не доверять. То и другое – крайности процесса взаимодействия между людьми с его неизбежными вопросами:
✓ Насколько хорошо я его знаю?
✓ Можно ли этому человеку верить?
✓ Стоит ли полагаться на его порядочность?
Проверка на экологию позволяет избежать крайностей.
Но вопрос про экологию возникает не только там, где ты переживаешь за себя, свою безопасность. Это может также касаться важных для тебя людей, отношений с ними.
Анна:
– Не люблю просить и не всегда люблю, когда меня просят. Это такая щекотливая тема. Если просят меня, а я не хочу идти навстречу, мне трудно бывает сказать «нет», я начинаю юлить, нервничать, переживать – это неприятно. Как представлю, что моя просьба тоже кому-то может доставить неприятные переживания, сразу просить не хочется, чтобы не напрягать отношения.
Зачастую мы избегаем просьб, именно опасаясь нежелательной реакции или даже потери отношений. Чуть раньше я уже показала, почему мы связываем просьбы с любовью, почему блокируем сами свои желания и не просим.
Я попрошу, а человек:
✓ подумает, не много ли я хочу, отдалится;
✓ решит, что я навязываюсь, потеряет ко мне интерес;
✓ не захочет меня обижать отказом, пообещает и не сделает, а потом пропадет, чтобы не объясняться со мной.
И т. п.
Когда отношения значимы, дороги, мы не хотим их потерять. Это больно, а кроме того – унизительно, обидно. Но одно дело –
дорожитьотношениями, а другое –
бояться их потерять. Первое мотивирует тебя обращаться с партнером бережно, уважительно, стараться в общении не задевать его уязвимые части души. Второе – заставляет идти гораздо дальше, отказываться от себя, предавать себя, приносить в жертву отношениям свои интересы.
В момент, когда ты отказываешься от просьб («
Я не могу заявлять о том, чего хочу, потому что рискую: вдруг он подумает, что я сильно много хочу, найдет другую, я уж лучше буду помалкивать»), ты переходишь эту грань.
Повторяю снова и снова: очень вредно переоценивать мужчину и связь с ним, держаться мертвой хваткой, даже когда ты перестаешь получать от мужчины достаточно внимания, заботы, помощи и т. д. Твоя ценность для мужчины падает: «Зачем стараться, если она и так никуда не денется?» Мужчина начинает наглеть, продавливать твои границы и, в конечном счете, отдаляться.
Вывод простой: если ты НЕ просишь, то скорее и вернее теряешь отношения, чем когда просишь.
Кроме того, хочу напомнить: просьба может подвергать отношения риску, только когда она сформулирована в концепции ожиданий, лишает мужчину свободы выбора явно (через прямое давление, принуждение) или неявно (через шантаж и манипуляции):
– Артем, может, останешься (ну если, конечно, ты не хочешь, чтобы это была наша последняя встреча).
– Миша, ты же очень отзывчивый человек, заедь за мной на работу, а?
– Сережа, все нормальные мужчины дарят своим возлюбленным подарки, я пока от тебя не видела ничего подобного. Если ты не врешь, что любишь, подари мне вот этот браслетик.
Артема шантажируют потерей отношений. Мишу – потерей статуса хорошего человека. Сережу – обращением к нормам и правилам (ты или выполни просьбу, или ты льный, плохой, лживый). И, конечно, это не способствует укреплению отношений.
Отношения разрушают не просьбы, а отсутствие тормозов, когда мы увлекаемся в своем стремлении получить то, что нам нужно.
Концепция свободы выбора предполагает, что ты оставляешь мужчине право отказаться без риска потерять лицо, без вообще каких-либо потерь. Просьба – это шанс для него сделать «плюсовой» вклад в баланс цены и ценности. Если отказался, то, по сути, баланс остался неизменным. Мужчина не сделал ничего плохого, но и хорошего тоже. Согласился – отлично, добавил ценности. Ему решать.
Ты, наверное, заметила, что многие из моих примеров просьб заканчиваются вопросительным знаком. Это не случайно. Вопросительная интонация в конце просьбы или даже запрос обратной связи («как ты на это смотришь?», «поможешь?» и т. п.) показывает, что ты уважаешь свободу выбора партнера. В таком формате просьба точно выглядит вполне экологичной.
Таким образом, важно отслеживать все внутренние препятствия, которые мешают тебе использовать формат просьбы:
✓ вера в справедливость («Зачем просить – он и так Должен» знать/делать/говорить и т. п.);
✓ страх потерять лицо («Прошу – значит, слабая, неумелая, глупая и т. п.»);
✓ страх отказа («Попрошу – могу получить отказ, а это о том, что я не очень ценная, не заслуживаю любви»);
✓ страх уязвимости («Прошу – значит, буду должна, и, возможно, то, чем не готова расплачиваться»).
Когда ты сталкиваешься с тем или иным своим ограничением, не стоит себя ругать, раздражаться. Скажи своим мыслям: «Добро пожаловать». И развивай их.
✓ Да, справедливо, если мужчина будет делать то-то и то-то, поэтому я попрошу его принять мой стандарт справедливости.
✓ Да, когда я прошу, я выгляжу слабой/неумелой/глупой и т. п. И на самом деле, это неплохо: я даю мужчине шанс помочь/научить/сделать что-то для меня. А чем больше он для меня делает, тем больше влюбляется.
✓ Да, когда я прошу, мужчина может отказать. И это не о любви, а о том, что просьба превышает его потенциал в данный момент.
✓ Да, я становлюсь уязвимее, когда прошу. Поэтому, если просьба психологически может обойтись слишком дорого, я буду осторожна с ней.
Используй эти или другие аргументы, чтобы развивать свои убеждения, – усиливай новую, более мудрую позицию в отношении просьбы.