20 урок
Часть 1
Прочтите рассказы. Чему они учат? Напишите краткий вывод.
Драйзер "Ленин статья"
-Ленин был настолько справедливым и скромным человеком,с огромной силой волей,что люди покланялись ему,те кто его не видел мечтали его увидеть.
Драйзер"Я считаю это величайшим злодеянием"
Ничто так не сравнится ни с чем не оправданным нападением Гитлера на Советскую Россию.Правительство России за последние двадцать три года заботилось о том,что бы те кто хочет работать и стремится к материальному прогрессу и мира получали поддержку со стороны своего правительства. Приходит Гитлер которому известна честность Советского Союза и его социальное значение.Это хладнокровная и преступная попытка уничтожить свободу человечества .Автор считает это величайшим злодеянием.И то что нужно эти преступления пресекать и казнить инициаторов. И последним предательством варварское нападение на мирный народ, заключивший с Гитлером мирное соглашение ,представляет собой потенциального деспота и поработителя всех и каждого.
Драйзер"Страна прогресса"
Три огромных приемущества видит автор в экономической системе Советского союза.Достаточно взглянуть на американские железные дороги, где финансисты препятствуют созданию быстрого современного транспорта.Далее колоссальное оживление духовной жизни, которое наблюдается в СССР и появится везде. В третьих автор имеет ввиду освобождение от принуждения и террора.Коммунизм создает чувство национального товарищества. страна, принявшая коммунизм, неизбежно преобразуется в радостную страну подвигов, в подлинно социальную страну, где духовная жизнь прогрессирует.
К.Циолковский "Гений среди людей"
Если бы ни гении,то люди так бы и жили в лохматом веке,гений создал все удобства для жилья на этой планете,гении-это люди ученные,которые изобрели все на этой планете.Гении определили форму земли,расстояние до луны,телескопы,микроскопы,как бороться с болезнями,с оспой,с тифом и дифтеритом.Гении придумали интернет,что бы люди могли общаться на больших расстояниях без всяких проводов.Если бы не было гениев,человечество бы стояло на одном месте,не развивалось бы,люди бы навсегда застряли бы в каком нибудь каменном веке.
Многие открытия гениев,люди не принимали,а высмеивали.
Все знают, что великий Галилейский учитель был унижен, оплеван, бит духовенством своего народа: лучшими, отборнейшими и почтеннейшими людьми.
Гус был сожжен духовным судом, так же, как и Джордано Бруно, указавший на существование в небесах множества миров, кроме Земли.
Когда Наполеону указали на пароход, он отказал изобретателю в поддержке и назвал паровое судно игрушкой.
Железные дороги отрицал академик Арго. Отрицали их также техники и медики, как вредное для здоровья нововведение, неосуществимое и убыточное.
Коперник дождался издания своего сочинения только на смертном одре.
Сократа заставили выпить яд за отрицание мифологии, т. е. за непокорность суевериям.
Английское Королевское общество отвергло опыты Джоуля.
Еще порой гении уходят настолько в свои мысли что не замечают как движется время.Некоторые из них были просто прикованы к письменному столу.Они настолько увлечены своими мыслями и идеями,что становятся рассеянными и забывают про свою жизнь вообще. Аристотель был низко льстив. Микельанджело — труслив. Гейне и Лермонтов были невыносимы своими насмешками и сварливостью. Бэкон продавал правду.. Когда Ньютон писал свои «Принципы», то он, поглощенный своими мыслями, забывал одеваться и есть. Дидро забывал дни, месяцы, годы и имена близких людей. Гоголь, Гете, Сократ, Архимед не замечали смертельной опасности во время своей работы. Ампер, уходя из своей квартиры, написал мелом у себя на дверях: «Ампер будет дома только вечером». Но он случайно возвращается домой еще днем. Читает надпись на своих дверях и уходит обратно, так как забыл, что он сам и есть Ампер.
Часть 2. Дайте краткое определение поступку, описанному ниже. Буквально, одно-два слова. Как это можно назвать?
Сын женщины совершил преступление, убил полицейского при задержании, когда поймали их группировку за грабёж. Она продала квартиру, которую завещал её сыну дедушка и передала деньги жене и ребёнку погибшего полицейского.
Я думаю правильно сделала,а сын натворил какие то глупости,он теперь будет в розыске,и наверняка скрывается,все равно его найдут,и за мента,и за бегство дадут еще больше.А с квартирой правильно по идее поступила.Этот урод не заслуживает квартиру.Женщина просто чувствует вину за сына дебила.И бедная не знала что придумать,и решила хоть как то утешить родственников погибшего.
Часть 3
Какое из этих двух утверждений - верно, на ваш взгляд? Почему? А почему другое - неверно? Обоснуйте.
1. Благородный муж думает о должном. Низкий человек думает о том, что выгодно.(Конфуций)
-это верно.Низкий человек,не знаю низкий или нет,но многие думают о том что выгодно.Торговля,сделки,они должны быть выгодными,а как еще по другому.Если быть совсем правильным.можно остаться без ничего.
2. Признак ума - совершать выгодные тебе поступки.
-думаю это утверждение не верно,потому что совершать выгодные тебе поступки,это не признак ума,можно так и наворовать и тебя посадят,грабить людей,расскручивать на деньги,пользоваться чужим доверием.
Часть 4
Посмотрите рисунок и прокомментируйте, что вы об этом думаете. Знаете ли вы случаи такого поведения людей? Приведите примеры, если таковые у вас есть.
На рисунке,мальчик без конца приносит двойки домой,а отец глядя на это смотрит и пьет,то что сын так плохо учится!
-Я свою мать ничем никогда не радовала,она всегда от меня ждала хорошей учебы,и работы,самостоятельной жизни,а если я этого не делаю,или делаю что то плохое,то она болезненно воспринимает информацию обо мне! Если слышит обо мне плохое,или что то происходит плохое в моей жизни,давление сразу же поднимается,совсем мать не берегу!
Часть 5
Читайте и пишите изложения по прочитанному.
Филонович "О коммунистической морали"
1.ДОЛГ, СОВЕСТЬ, ЧЕСТЬ, СЧАСТЬЕ И КАК ИХ ПОНИМАЕТ КОММУНИСТИЧЕСКАЯ МОРАЛЬ
Долг
Чувство долга не всегда совпадает с желанием. Иногда бывает, что я должен сделать что-то, но мне этого делать не хочется. Вспомните, как часто перед вами стояло: «Я желаю!», «Я должен!», «Я хочу!», «Надо!» А почему я должен? Почему иногда «должен» стоит выше, чем «хочу»?
Религиозная мораль утверждает, что бог раз и навсегда сформулировал определенные заповеди и человеку не следует ни думать, ни рассуждать, а точно и беспрекословно выполнять их. Мы с вами уже знакомы с тем, как черт и поп пытались разобраться с этими заповедями, и видели, что в этом «сам чёрт ногу сломит». Но давайте посмотрим, что получится, если принять к руководству некоторые религиозные заповеди.
Возьмем, например, заповедь, но которой верующий должен любить ближнего своего, как самого себя. Выходит, надо любить и врага. Да если бы все советские люди следовали этой заповеди, то наш народ в годы Великой Отечественной войны попал бы в рабство к гитлеровцам. Никак не подходит для нас такая заповедь. Русский народ никогда не церемонился с врагами, покушавшимися на его Родину. Мы любим человека, мы гуманисты, но врага мы ненавидим всей душой.
Разумеется, не всегда можно и нужно разбираться в мотивах, но ведь не секрет, что нередки случаи, когда иному человеку совершенно безразлично, где и как сделать карьеру. Иной руководитель предприятия только для того, чтобы прославиться, выдвинуться, получить премиальные, из кожи вон лезет, чтобы выполнить план. Конечно, государственный план – это правительственное задание, и выполнить его – это долг советского руководителя.
Очень легко и просто напомнить человеку, что он обязан делать, но воспитать подлинное чувство долга гораздо труднее. Это задача громадной важности, в решении которой большая роль принадлежит родителям, школе, коллективу, общественности, самовоспитанию.
Если человек видит, как все окружающие его товарищи честно выполняют свой долг, он и сам не допустит нарушения его. А если по легкомыслию или несознательности и случится с ним такое, то коллектив не оставив это без внимания. Единодушное осуждение проступка товарищами заставит нарушителя осознать ответственность перед обществом и исправиться.
«Долг советских людей – стоять на страже законности и правопорядка, проявлять нетерпимость к злоупотреблениям и бороться с ними»1, – записано в Программе КПСС, а моральный кодекс строителя коммунизма четко определяет, чтобы каждый гражданин нашей страны соблюдал сам и прививал трудящимся высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушителям общественных интересов.
Нравственным долгом каждого человека является сопротивление принуждению, всякому насилию, использованию великих достижении науки и техники во вред человечеству.
Совесть гнетёт американского летчика Клода Изерли, сбросившего в 1945 г. атомную бомбу на японские города Хиросиму и Нагасаки. Видения людей, погибших ужасной смертью, преследуют этого летчика. Они не дают ему спать. Ночью он вскакивает с криком: «Дети! Дети!». Его жена потребовала развода. После неоднократных неудачных попыток покончить с собой «атомный пилот» был положен в госпиталь, но никакие наркотические средства не могли заглушить укоров совести. Считая себя виновным, летчик пришел к выводу, что таким, как он, место в тюрьме. Он совершил несколько ограблений в надежде попасть в тюрьму. Но... его признали психически больным и засадили в психиатрическую больницу. Вот она, лицемерная мораль буржуазного общества, по которой человека, испытывающего укоры совести, сажают в дом умалишенных.
Совесть одного из нас – это частичка совести всего народа. Мы утверждаем так потому, что моральные взгляды коллектива, общества в нашей стране в подавляющем большинстве случаев не расходятся с моральными взглядами личности.
Говоря «совесть не позволит», мы тем самым подчеркиваем, что совесть не только средство оценки поведения человека, но что она помогает ему избрать то или иное действие, определить характер своих поступков.
Именно веление совести, как результат сознания величия своего труда, участия в деле строительства коммунизма, является мощным стимулом, помогающим нашим советским людям честно и самоотверженно трудиться на фабриках и заводах, на колхозных полях, в учреждениях и научных институтах. Степень выполнения своего долга каждым человеком оценивается его совестью, и никакие блага мира не могут удовлетворить человека, если его совесть нечиста, если она запятнана поступками, несовместимыми с высоким званием строителя коммунизма. Все должно подвергаться суду совести. Всё – от вопросов, имеющих общегосударственное значение, до самых мелких.
«За совесть и честь хоть голову снесть!» – гласит народная мудрость, и наши люди не разменивают свою совесть на достижение призрачного личного благополучия, ибо они понимают, что это благополучие зависит от успехов и достижении всего народа, всей нашей страны.
Совершенно иная картина в капиталистических странах. Здесь человек нередко должен кривить душой, лгать, идти на сговор со своей совестью. На это его вынуждает фактически полное отсутствие свободы совести. Не веря в бога, он обязан вопреки своей убежденности принимать религиозную присягу, без которой его не возьмут на работу во многие государственные предприятия; он должен присутствовать на молитвах, читаемых на заседаниях правительственных органов; обязан бывать на исповеди, нередко используемой как орудие полицейского сыска; нельзя жениться, зарегистрировать рождение ребёнка, похоронить умершего, если не совершить определенные религиозные церемонии; дети обязаны учить «закон божий», иначе они не получат образования. Все это необходимо делать, иначе поведение человека, уклоняющегося от всего этого, будет рассматриваться как безнравственное, аморальное.
Получается дикая вещь – человек, идущий на сделку с совестью, лгущий, так как он не верит, а притворяется верующим, считается морально безупречным. Можно сказать, что таково положение неверующего. Но ведь не легче и верующему.
Честь и достоинство Честь – это не деньги и слава
Каждый человек обладает чувством чести, чувством собственного достоинства но что оно собой представляет? Откуда оно появляется?
Понятие чести выражает роль и место человека в обществе, осознание человеком самого себя как личности, участвующей в общественной жизни.
Рабовладелец гордился тем, что он не работает, не занимается трудом, что он имеет для этой цели в своем распоряжении рабов. Свободный гражданин этого общества, не имевший ни рабов, ни собственности, также считал труд унизительным занятием для своего достоинства.
Феодал – владелец земли, на которой трудились крепостные крестьяне, рассматривал свое достоинство в зависимости от количества земельных участков и крепостных.
Вчерашний преступник, грабитель с большой дороги, жулик и ростовщик, набив золотом мошну, покупал себе титул, малевал на дверцах своей кареты наскоро придуманный герб и приобретал и почет, и уважение, и почести, и положение в обществе.
Русские купцы XIX в., стремясь подчеркнуть свое богатство, а следовательно, и достоинство, с их точки зрения, нередко вытворяли невероятные вещи. В Москве, Петербурге, да и в других городах, можно было увидеть такую картину. Едет четыре кареты. На передней лежит трость, на второй – перчатки, на третьей – цилиндр, а на последней, четвертой, восседает хозяин этих предметов, «сам» купец. Не случайно Гордей Торцов в пьесе А. Н. Островского «Бедность не порок» кричит: «Один в четырех каретах поеду!».
Русская сказка рассказывает о спесивом купце, который, гуляя по городу, увидел впереди радугу и повернул обратно: «Не желаю, дескать, нагибаться!».
Совершенно по-другому рассматривали честь трудовые люди. Они видели её в положительной оценке своих поступков со стороны товарищей, верности данному слову, трудолюбии. Русская и мировая литература донесли до нас громадное количество примеров высокого чувства чести. Но условия самой жизни в классовом антагонистическом обществе, особенно при капитализме, постоянно уродовали истинное понимание чести и достоинства.
Русский критик и публицист, революционер-демократ Д. И. Писарев писал: «...будущее сделается настоящим именно тогда, когда все обыкновенные люди действительно почувствуют себя людьми и действительно начнут уважать своё человеческое достоинство».
Как понимает честь советский человек
В противоположность буржуазному индивидуалистическому пониманию чести и достоинства, коммунистическая мораль рассматривает честь и достоинство каждого труженика в прямой связи с честью и достоинством того коллектива, членом которого он является. Настоящий советский человек понимает, что его честь – это одновременно и честь коллектива, и потому проявляет коммунистическое беспокойство о ритмичности и плановости в работе, критикует недостатки, не боится, если это необходимо, «вынести сор из избы», борется со всем, что мешает лучше работать, стремиться к тому, чтобы честь заводской марки подымалась все выше и выше.
Глубокое понимание своей чести и достоинства проявляется у советского человека не только в труде и быту, но и в готовности вооружённой защиты нашей Родины от посягательств врагов. Принимая военную присягу при вступлении в ряды Советских Вооруженных Сил, советский гражданин клянется защищать Родину мужественно, умело, с достоинством и честью.
Конечно, было бы неправильным считать, что наш человек безразлично относится к тому, признают или не признают его личные заслуги. Такого равнодушия не может быть у живого человека. Мнение товарищей, близких, коллектива не безразлично каждому из нас. И бесспорно, все мы не можем не испытывать радости и гордости, если видим, что наша работа, наш вклад в общее дело заслужили признание. Кому не приятно читать о себе положительные отзывы в печати, получить орден, благодарность, видеть свой портрет на Доске почета, заслужить одобрение коллектива. Можно сказать, не боясь ошибиться, что таких равнодушных нет.
Честь человека непосредственно связана с его отношением к своему долгу. Чем лучше и самоотверженнее выполняет человек свой долг, тем выше его достоинство, тем больше чести ему от
товарищей, от коллектива, от общества. Это возвышает человека в собственном мнении, он начинает уважать себя.
Счастье.Мифическое толкование счастья
В давние времена в Индии считали, что счастье возможно только тогда, когда оно идет рядом со страданием и невзгодами, словно уравновешивая их, и на основании этого делали вывод, что всякое горе – предвестник будущего, скорого счастья. Может быть, это и дало основание Л. Н. Толстому устами одного из своих героев сказать: «Мы думаем, что как нас выкинет из привычной дорожки – все пропало; а тут только начинается новое, хорошее. Пока есть жизнь, есть и счастье».
Все религии рассматривали пребывание человека на земле как временное явление, как подготовку к «вечной загробной жизни», где человека ожидает «подлинное» счастье.
К какому счастью зовёт, какое счастье обещает религия? Это не действительное, а выдуманное, вымышленное, мифическое, призрачное счастье, и, для того чтобы его заслужить, нужно быть глубоко несчастным человеком, потому что религия требует от верующего отказа от всего земного, от всех радостей жизни.
Основоположники марксизма-ленинизма показали, что в различные периоды истории каждый класс имел свои представления о счастье. Эти представления отражают положение класса в обществе, материальные и духовные условия его жизни, возможности их удовлетворения. Человек первобытного общества, очевидно, считал себя счастливым, если он был сыт и имел убежище от непогоды. Раб был беспредельно счастлив, если бы получил свободу. Крепостной крестьянин мечтал о земле и воле.
Только марксизм теоретически обосновал, а рабочий класс в союзе с трудящимся крестьянством, руководимый партией большевиков во главе с В. И. Лениным, осуществил на практике такую организацию общества, где нет ни угнетателей, ни угнетенных. Счастье одного человека слилось с борьбой за счастье всего трудового человечества.
Счастье – в борьбе за коммунизм и в труде
Счастье в подлинном его значении нам следует понимать так, как понимали его великие вожди пролетариата – Маркс, Энгельс, Ленин, большевики-революционеры. Они видели свое счастье в борьбе за интересы пролетариата и всех трудящихся, посвятив этой борьбе всю свою жизнь.
В четвертую годовщину Великой Октябрьской социалистической революции В. И. Ленин говорил: «...Мы вправе гордиться и мы гордимся тем, что на нашу долю выпало счастье начать постройку советского государства, начать этим новую эпоху всемирной истории, эпоху господства нового класса».В. И. Ленин. Соч., т. 33, стр. 32–33.
Народная поговорка гласит: «Счастье не в богатстве, счастье в труде». Впервые в истории труд изменил свой характер. Это делает его источником подлинного счастья.
Почему труд приносит людям счастье? Счастье добывается в постоянной борьбе, упорстве, настойчивости и в преодолении всех трудностей и препятствий. И когда эта борьба завершается успехом, когда возможность превращается в действительность, человек испытывает счастье, удовлетворение от того, что он своим трудом, своей деятельностью приносит людям радость.
Подвиг, труд и счастье
Зачастую подвиг, героический поступок рассматриваются как единовременный порыв, когда человек внезапно под влиянием определенных обстоятельств совершает нечто необычное, героическое. Да, так бывает. Но, к сожалению, мы часто недооцениваем того, что легче бывает совершить тот или иной героический поступок под влиянием исключительных обстоятельств, чем систематически изо дня в день честно и самоотверженно, с полным напряжением сил отдавать все свои способности обществу, народу.
Но вот «Комсомольская правда» рассказала о Николае Ключанском. Он без кистей обеих рук, а о нем говорят: «У него золотые руки». Во время войны миной ему оторвало ногу, а на руках остались только первые фаланги больших пальцев. Николаю было только 17 лет. Но он твердо решил вернуться к своему любимому делу – радиотехнике. Упорнейшим трудом, огромным напряжением воли, тренируясь по десять часов в сутки, он добился поставленной цели. Какая огромная награда за повседневное будничное мужество, перерастающее в подвиг! Какое счастье вновь занять свое место в строю бойцов за будущее!
Но редко бывает, чтобы талант, так сказать, лежал на поверхности. Обычно только настойчивая учеба и труд помогают ему выкристаллизоваться и проявить себя. Как гранильщик обрабатывает алмаз и превращает его в бриллиант, так и труд даёт возможность таланту заиграть всеми гранями своего великолепия. Переберите в памяти имена выдающихся людей. Вспомните, сколько труда затратили они, прежде чем о них заговорил мир.
Каждый человек по-своему чем-нибудь талантлив. Надо только активно участвовать в работе коллектива, с душой отдаваться любимому делу, смело вторгаться в окружающую жизнь, и тогда таланты сами собой проявятся. Посмотрите внимательнее вокруг.
Простые нормы нравственности
Очень вежливо ведут себя буржуазные дипломаты и не забывают рассыпаться в извинениях, если случайно наступят на ногу соседу или невзначай заденут его. Но в то же время под маской вежливости они без стеснения обманывают друг друга ради достижения своих корыстных целей.
Говорят, что ничто не стоит так дешево и ничто не ценится так высоко, как вежливость. Как больно ранит душу, когда видишь со стороны отдельных людей грубое, нетактичное, невежливое отношение к товарищам. Такое поведение унижает самого грубияна и оставляет тяжелый осадок у того, кто подвергся оскорблению.
Грубость, невежливость – показатель слабости грубияна, отсутствия выдержки. Сила спокойна и величава. Она не кричит и не суетится. Слабость нередко прикрывается грубостью, криком. Грубость, невежливость часто приводят к скандалам, ссорам, незаслуженным оскорблениям. А потом оказывается, что к ссорам не было и причин, кроме той, что за грубостью и взаимными оскорблениями люди перестали видеть первоначальную причину и, уже не в силах устранить ее, просто ссорятся, стараясь унизить друг друга как можно больше.
Честность и правдивость – элементарные нормы морали, которыми должны руководствоваться отдельные лица и целые народы. Однако в обществах, основанных на эксплуатации, и особенно в современном буржуазном обществе, честность и правдивость являются лишь показной стороной.
Следует отличать настоящую честность от показной. Есть ещё у нас люди, которые на виду у товарищей порой подчеркнуто честны и правдивы. Но иное дело, когда их никто не видит и не слышит.
Требования настоящей честности в отношениях между людьми
Нравственная чистота – это полное совпадение слова и дела, глубокое соответствие поведения человека нормам и требованиям нашей морали. Нравственная чистота предполагает принципиальную требовательность к себе и окружающим. Подлинная принципиальность, как показатель нравственной чистоты человека, немыслима без высокого сознания, без идейности, без пламенной преданности коммунизму. Нравственно чистый человек никогда не пойдет на сделку с совестью, никогда не допустит нечестности, примиренческого отношения к очковтирательству и недостаткам.
Образцом простоты, скромности, сердечности, отзывчивости, глубокой человечности был и остается для нас великий Ленин. Он жил с семьей в самой обыкновенной квартире. Одевался очень скромно. Любил физический труд. Участвовал вместе с рабочими в коммунистических субботниках. В дни отдыха за городом сам расчищал от снега дорожки парка.
Ленин был очень требовательным и принципиальным руководителем. Но высокая требовательность и принципиальность соединялись в нем с глубокой заботой о людях. Ленин не терпел ни малейшего восхваления своей личности. Это хорошо знали все работавшие с ним товарищи и остерегались допускать в отношении к нему что-либо похожее на культ личности. Скромность и простота Ленина и его соратников стали в нашей стране образцом, нормой поведения советских людей.
Но скромность не должна выражаться в том, что человек старается вести себя незаметно, пассивно, не выступает на собраниях, стоит в стороне от общих дел. Подлинно скромный человек не задумывается над вопросом, кто выше, а кто ниже его. Он прост и ровен со всеми. И эта простота украшает человека. Она делает его более доступным, человечным и нисколько не унижает авторитета любого руководителя, какую бы должность он ни занимал.
2.О НРАВСТВЕННЫХ ЧЕРТАХ БЫТА И СЕМЬИ В СОЦИАЛИСТИЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ
Мы зачастую недооцениваем наш быт и его влияние на настроение и характер человека. Нередко можно услышать мнение, что быт – это частное дело. К сожалению, есть ещё люди, считающие поговорку «Мой дом – моя крепость» одной из заповедей своей жизни.
Такой человек полагает, что на работе, среди товарищей он обязан с полным напряжением сил выполнять все, что от него требуется. Но стоит ему переступить порог дома, в котором он живет, происходит полное перевоплощение. Он сбрасывает с себя личину «душевного человека» и становится обывателем.
Из прошлого в сегодняшний день перетащились и ещё бытуют у нас такие явления, как пьянство,
хулиганство, сквернословие, неуважение к женщине, суеверия, мистика, религиозные предрассудки, безобразное отношение к семье, детям, лодырничество, нарушение правил социалистического общежития, стяжательство и другие уродства, несовместимые со званием человека социалистического общества.
Любовь, брак, семья
Семья! Кому не хочется иметь хорошую, крепкую, дружную семью. Она необходимая составная часть настоящего счастья. Не случайно слова семья и счастье стоят рядом, выражая то, что мы называем семейным счастьем. Счастье семьи всегда имеет в своей основе любовь.
У любви много врагов, и самым главным из них является то положение женщины, которое она занимает в классовом антагонистическом обществе. Ленин писал: «...женская половина рода человеческого при капитализме угнетена вдвойне. Работница и крестьянка угнетены капиталом и сверх того они даже в самых демократических из буржуазных республик остаются, во-первых, неполноправными, ибо равенства с мужчиной закон им не дает; во-вторых, – и это главное – они остаются в «домашнем рабстве», «домашними рабынями», будучи задавлены самой мелкой, самой черной, самой тяжелой, самой отупляющей человека работой кухни и вообще одиночного домашне-семейного хозяйства». В. И. Ленин. Соч., т. 32, стр. 138–139.
Служанка эксплуататоров – религия освятила неравенство и подчиненность женщины мужчине, ограничила её мир кухней, детьми и церковью, лишила всех человеческих прав, сделала олицетворением греха на земле. Даже акт деторождения религия объявила доказательством греховности женщины. Даже религиозный миф о создании богом женщины есть, по сути дела, не что иное, как издевательство над ней. Вначале бог сотворил только мужчину – Адама, вдунув в его лицо дыхание жизни. Потом решил бог сотворить женщину и создал её из ребра адамова, а о том, что «вдунул» в лицо божественную душу, ни слова не говорится. Отсюда недоверие к женщине, презрительное и неуважительное отношение к жене, к матери объявляются вполне естественными и освящаются религией.
Женщина практически была лишена прав на образование. Не только простым женщинам, но и представительницам господствующего класса приходилось тратить огромные усилия и проявлять исключительную настойчивость, чтобы получить образование. Путь в высшие учебные заведения был закрыт.
Разъедающее влияние частной собственности в капиталистических странах, как смертельный яд, убивает любовь. В обществе, где все основано на личном успехе, на деньгах, на расчете, остается мало места для того, чтобы люди создали семью, основой которой стала бы любовь. Поэтому в семейных отношениях буржуазного государства любовь, как правило, отсутствует. Не принимается она во внимание и при заключении брака, отсюда «бездушная семейная жизнь, иллюзия семейной жизни». К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 1, стр. 334.
Семья в СССР
Настоящая любовь, дополненная товарищеской взаимопомощью и сотрудничеством свободных от эксплуатации людей, – вот основа нашей советской семьи. В ней нет яростной борьбы за наследство, нет борьбы между детьми и родителями. Взаимная любовь мужа и жены дополняется чувством ответственности перед обществом за воспитание своих детей, общностью идеалов, совпадением общественных и личных интересов и целей. Материальная обеспеченность, уверенность в завтрашнем дне, полное равноправие всех членов семьи, улучшение жилищных условий все больше и больше укрепляют нашу семью.
Настоящая любовь всегда идет рука об руку с дружбой. Любимый человек – первый и самый близкий друг, с которым можно поделиться и радостью, и горем, и заветной мечтой, и опасениями.
Любить человека – значит верить ему, стремиться помочь избавиться от недостатков, стать самому лучше, видеть в нём мать или отца своих будущих детей, спутника своей жизни.
Большинство наших советских людей именно так и относятся к любви, так и рассматривают своего будущего товарища по жизни.
Сколько же раз можно «любить»?
Основной причиной крушения семьи в нашем советском обществе является легкомысленный, несерьёзный подход к любви и браку. Некоторые молодые люди часто принимают за любовь временное увлечение, слишком верят в любовь «с первого взгляда». Увидев девушку, парень, ослеплённый её красотой, не долго размышляя, предлагает ей руку и сердце.
Но может ли быть построена настоящая советская семья, в основе которой лежит красивое лицо, хорошо сложенная фигура или умение красиво танцевать? Не узнав друг друга, не разобравшись в своих чувствах, влекомые один к другому только инстинктом обладания, они стремительно оформляют брак... и через короткое время наступает разочарование.
Любовь с первого взгляда не должна ослеплять, она требует большой и серьезной проверки. Она словно мираж, потому что случайно встреченный и сильно понравившийся человек мысленно награждается всеми положительными качествами того идеала, который до встречи существовал в воображении влюбившегося.
Подавляющее большинство нашей молодежи серьезно относится к любви и браку. Однако не перевелись среди нас ещё отдельные личности, которые видят в женщине только самку и кого в народе метко называют «стрекозлами». Это поистине козлы, «порхающие» от женщины к женщине, как стрекоза от цветка к цветку.
Что ждет такого донжуана в будущем? Человек, который в лучшую пору своей жизни растрачивает свои силы на такую, с позволения сказать, любовь, самоустраняется от общественной жизни, лишается благотворного влияния коллектива, вызывает всеобщее презрение окружающих, их моральное осуждение. Незавидно его будущее. Истасканный и потрепанный, одинокий и разочарованный, без семьи, без дома, будет он доживать свой век, и ни одна живая душа не помянет его добрым словом, потому что не оставит он после себя добрых дел. А если и найдет он себе попутчицу в жизни, то только потому, что она, подобно ему, носилась по волнам жизни и не сможет даже назвать всех своих «мужей».
Такая семья развалится.
Встречаются ещё и женщины, видящие основу семьи не в любви, а в материальном благополучии. Ради этого они согласны на брак с любым человеком, лишь бы он имел большую зарплату и мог обеспечить ей все, что она считает необходимым для «роскошной жизни». Семья, построенная не на любви, а на высокой зарплате, удобной квартире, личной машине, в большинстве случаев не бывает прочной. Её основа гнилая. Деньги, холодильник, машина, дача не могут быть стропилами, поддерживающими домашний очаг. В такой семье воспитание детей не будет соответствовать современным требованиям
Вот письмо, которое получила «Комсомольская правда»: «Если бы можно было заглянуть хоть на два месяца вперед, то многие девушки, которые выходят замуж не по любви, мне кажется, задумались бы. Это я утверждаю па основании своего личного опыта. Одиннадцать лет тому назад я вышла замуж за человека на 20 лет старше себя, потому что у него были деньги, высокооплачиваемая должность. Сейчас у меня есть всё: телевизор, холодильник, приемник, пылесос, стиральная машина, автомобиль «Волга», но нет любви, и все эти вещи, о которых многие мечтают, жгут, давят меня, не дают дышать. К мужу я отношусь плохо. Но у нас есть сын, который любит отца, и ради сына приходится молча страдать.
Я хочу предостеречь молодежь; брак по расчёту – ужасный брак».
Любовью дорожить умейте
Бывают случаи, когда молодые люди, казалось бы горячо любящие друг друга, вскоре после начала совместной жизни начинают испытывать трудности, источником которых является их неопытность в жизни и отчасти недостатки бытового характера. Не всё и не всегда в семейной жизни бывает гладко. Мужу и жене предстоит долгая и трудная совместная дорога. Всякое будет в пути: и радость, и горе, и ошибки. Надо иметь достаточно силы воли, настойчивости и терпения, чтобы вместе, рука об руку идти по жизненному пути и вести борьбу за сохранение и укрепление семьи.
Люди, разрушившие свою семью, спасовав перед первыми же трудностями или ради случайного увлечения, лишают себя возможности быть счастливыми. Бросив старое, подлинное счастье, они при попытках создать, построить новое сталкиваются с такими трудностями, что часто вообще остаются у разбитого корыта.
муж и жена обязаны сделать всё для создания действительно крепкой семьи. Необходимо научиться уважать и ценить то особенное, что есть в любом человеке. Нельзя ссориться из-за того, что один любит танцы, а другой нет, один любит технику, а другой увлечен искусством. Но и нельзя оставаться равнодушным и стоять на точке зрения невмешательства, когда видишь в любимом отрицательные черты: эгоизм, лень, чёрствость, равнодушие, карьеризм, подхалимство и другие свойства характера, несовместимые с моральным обликом строителя коммунизма.
В этом случае надо сделать все для того, чтобы помочь любимому преодолеть эти отрицательные качества, избавиться от них. Если не поможет личное влияние, личный пример, может быть, придётся призвать на помощь коллектив, общественность. Пусть это обидит любимого, вызовет трения, недовольство. Не беда, настоящий друг поймет тебя правильно, исправит свои недостатки и будет благодарен за оказанную помощь.
Но если усилия не увенчиваются успехом, если человек упорствует, не считаясь ни с кем и ни с чем, в своей неправоте, цепляется за старое, стремится сохранить то отрицательное, с чем ведет борьбу наша коммунистическая нравственность, если исчерпаны все средства, лучше уйти от него. Как это ни тяжело и ни горько, но лучше сделать так. Если нет единства общественных интересов, если не нашлось общего языка, если каждый остался самим собой, любовь всё равно зачахнет и погибнет.
Как быть с ревностью?
Чувство ревности – коварная штука. Оно озлобляет человека, внушает ему излишнюю подозрительность, лишает благоразумия, и воли ей давать нельзя. Ревность сосредоточивает внимание человека на одной стороне вопроса, лишает обычно его возможности исследовать происшедшее всесторонне. А это, естественно, приводит к серьезным ошибкам. «У ревности душа темна. Опасная советчица она», – говорит С. Щипачёв. Не следует забывать этих слов.
Часто на диспутах говорится о том, что человек будущего коммунистического общества, совершенно освободится от такого «пережитка» прошлого, каким является ревность. Такое утверждение верно, если рассматривать ревность как чувство человека, считающего женщину своей собственностью.
Родители и дети
«Ваше собственное поведение, – писал А. С. Макаренко, обращаясь к родителям, – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету, – все это имеет для ребенка большое значение.
Воспитание необходимо органически связывать с трудом. Ребенок должен крепко, на всю жизнь усвоить непреложную истину, что все окружающее его создано трудом человека и что труд – это обязанность каждого члена общества. К сожалению, некоторые родители по самым различным причинам стремятся любыми средствами уберечь своё дитя от труда. Одни считают, что ребенок ещё успеет наработаться, когда станет взрослым; другие хотят избавить его от труда, пока есть возможность; третьи просто от излишней близорукости, от чрезмерной родительской любви усматривают «счастье» детей в безделье.
Никогда, ни при каких условиях родители не должны предъявлять ребёнку разноречивых требований, не спорить в его присутствии о методах и способах воспитания. Действия родителей должны быть единодушными. Ребенку не должно даже прийти в голову пожаловаться отцу на мать или наоборот. Сказанное отцом всегда должно быть поддержано матерью. Мать в свою очередь должна быть уверена, что её слова получат поддержку со стороны отца. Отсутствие единых требований со стороны старших также порождает в характере детей двойственность, лживость, лицемерие, стремление действовать с учетом разногласий старших.
Правильно поступают родители, когда они, воспитывая ребенка, стремятся проникнуть в его духовный мир, расположить его к откровенности. Если ребенок всегда будет делиться всеми своими мыслями и вопросами с родителями, это поможет ему разобраться во многом, а родителям – лучше понять его склонности и в дальнейшем помочь в выборе профессии и жизненного пути.
Быт и материальные условия
Мы прекрасно понимаем, что в вопросах быта огромное значение имеют материальные условия жизни. Если семья испытывает определенные экономические трудности, живет в неблагоприятных жилищных условиях и т. д., то это, как правило, отрицательно влияет на семейные отношения. И конечно, любовь подвергается значительным испытаниям. Но всё это временные трудности.
Проклятием женщины все ещё является домашнее хозяйство. В этой области у нас сделано много, но далеко ещё не достаточно. После окончания рабочего дня женщина-работница идет по магазинам, затем заходит в ясли, ведёт домой ребенка, и начинается стряпня, стирка, глажка, уборка – «вторая домашняя смена». Свободное время мужчины после перехода на сокращенный рабочим день увеличилось в неделю на 5 часов, а у женщины его поглотил домашний труд.
Еще Ленин подчеркивал, что женщину «давит, душит, отупляет, принижает мелкое домашнее хозяйство, приковывая её к кухне и к детской, расхищая её труд работою до дикости непроизводительною, мелочною, изнервливающею, отупляющею, забивающею. Настоящее освобождение женщины, настоящий коммунизм начнется только там и тогда, где и когда начнется массовая борьба... против этого мелкого домашнего хозяйства, или, вернее, массовая перестройка его в крупное социалистическое хозяйство». В. И. Ленин. Соч., т. 29, стр. 396.
Многое делается для облегчения домашнего труда женщины. Всё больше и больше процессов труда из домашнего хозяйства переходит в сферу общественного производства, а те, которые остаются, всячески механизируются. Проводятся мероприятия по замене домашнего питания общественным. Решение этих вопросов во многом зависит от общественности, от администрации учреждений и предприятий, строек, заводов, колхозов и совхозов.
Как себя вести
Конечно, невозможно дать готовые, раз и навсегда пригодные на все случаи жизни правила и рецепты. Но есть общепринятые нормы поведения, и их необходимо знать. В основе их лежит принцип – веди себя просто, естественно, но так, чтобы не было неудобно окружающим.
Это создает возможность более приятного общения людей друг с другом, устанавливает, создает атмосферу взаимной вежливости, уважения, непринужденности, ненавязчивости. Неприятно видеть человека, обращающегося ко всем знакомым и незнакомым, однолеткам и старшим на «ты».
Обычай здороваться, приветствовать друг друга имеет очень большую давность. И в этом обычае есть определенные правила. Никогда мужчина не станет первым подавать руку женщине. Эта инициатива предоставлена ей. То же самое относится и к старшим – первыми протягивают руку для пожатия они. Войдя в комнату, в которой много гостей, нет никакой необходимости обходить всех и с каждым обмениваться рукопожатием. Если хозяин или хозяйка предлагают руку, следует пожать ее, а с остальными достаточно поздороваться легким полупоклоном.
Определенных манер требует поведение за столом. Не торопитесь сесть за стол, обождите, когда хозяева пригласят сделать это. Если рядом с вами сидят женщины, основное внимание уделите той, которая сидит справа, но не забывайте и о соседке слева. Старайтесь сидеть прямо, не наклоняйтесь над тарелкой, не ставьте локти на стол.
При встрече со знакомым на улице не останавливайтесь для беседы с ним посреди тротуара, отойдите в сторону. Если вы идете с девушкой и встретили человека, с которым вам необходимо именно сейчас поговорить, нужно попросить разрешения у спутницы и, только получив его, отойти. Постарайтесь при этом вернуться как можно скорей. Не держите руки в карманах. От этой привычки вообще следует отвыкнуть.
Входя в учреждение, всегда здоровайтесь. Подлинно культурный человек сделает это первым. Начальник, войдя в комнату к подчиненным, также обязан поздороваться. Если вы зашли в кабинет к нему, он вас пригласит сесть. Если он этого не сделал, а беседа затягивается, можете сесть без приглашения. Это не будет невежливым по отношению к нему.
Немного об уважении
Всем известны слова песни: «Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почёт». Правильные слова! Старость у нас окружена заслуженным почетом и уважением. Тот, кто отдал всю жизнь труду, заслужил на склоне лет, чтобы к нему относились с уважением и почётом. Каждое следующее поколение молодежи обязано своей жизнью предыдущему.
Так разве имеет право молодой человек хоть в малой степени проявить неуважение к пожилому и тем более старому человеку? Нет! Настоящий, воспитанный, сознательный советский человек с высокоразвитым моральным чувством никогда не допустит этого сам и не позволит никому проявить по отношению к старшим товарищам неуважение, грубость, нетактичность. Время бежит безостановочно. Сегодня ты силён и молод, а пройдут годы, и сам станешь пожилым. Вырастет новое поколение молодежи, и ты тоже потребуешь уважения к своим сединам.
Не меньшей заботы и предупредительности заслуживают и наши женщины. Советская женщина – равноправный член нашего общества. Она несет одинаковую с мужчиной нагрузку в коллективе. Но вместе с тем на неё ложится дополнительная ответственность за воспитание детей, за создание семейного уюта, всей той атмосферы благополучия, которая так верно характеризуется словами «домашний очаг».
Поэт А. Безыменский вспоминает о том, как на прием к Ленину пришла делегация I Всероссийского съезда союзов рабочей и крестьянской молодежи. Среди делегатов была девушка. Ленин очень тепло встретил пришедших, поздоровался с каждым за руку. «Проходите, молодые товарищи! – говорил Ленин. – Рассаживайтесь! Обязательно рассаживайтесь! Берите стулья, придвигайтесь поближе. Ну, девушку мы, конечно, посадим в кресло. Тащите кресло сюда, будьте хорошими кавалерами»;
«Этот маленький эпизод с креслом, – пишет Безыменский, – произвёл на нас неизгладимое впечатление. В словах Владимира Ильича, хотя и произнесенных в шутливой форме, проявилась одна из органических черт его характера: уважение к женщине. Поняв это, все мы с таким усердием постарались оказаться хорошими кавалерами, что едва не повредили ковровую дорожку».
Всегда и во всех случаях мужчина обязан уступить место женщине. В трамвае, троллейбусе, автобусе, метро ни один уважающий себя мужчина не будет сидеть, если он видит, что женщина не имеет места. Мужчина обязан первым приветствовать женщину, но право рукопожатия принадлежит женщине.