Грекова"Свежо предание"
Недальновидные и недумающие люди, в массе своей, очень часто бывают подвержены стадному чувству. Это особенно ярко выражается в так называемом еврейском вопросе. Властям всегда было выгодно разделять и властвовать, им выгодно было выставить кого то в наихудшем свете и натравить на него народ. Жертвами таких манипуляций стали евреи. Люди верили в стереотип, навязанный властями, о том, что если человек еврей, то он плохой. Так, еще в царской России проходил процесс по делу Бейлиса, обвинявшегося в убийстве мальчика, которого он не совершал, а предстал перед судом, только потому что он еврей. Эти гонения продолжались и в послереволюционной России. Во времена сталинских репрессий люди, поддавшись стадному чувству, проявляя свое скрытое желание безответственности, становились ярыми антисемитами и всячески проявляли свою ненависть и презрение к евреям. Через все это пришлось пройти Константину Левину-главному герою произведения. Его отца - Исаака Левина, во время чисток в 37ом году, посадили в тюрьму, где он умер. Еще в школе, некоторые одноклассники называли его жидом, а став старше он слышал эти оскорбления от соседа по коммунальной квартире, который не выбирал выражения, выражая к нему свое презрение. После войны, работая инженером в нии, он, со своим другом Юрой Нестеровым, создает машину, управляемую звуком, но его обвинили в космополитизме и идеализации культуры враждебных буржуазных стран. Уйдя из института, он два года не мог найти работу, ему отказывали, как только слышали его еврейскую фамилию и отчество. Впав в жуткую депрессию, он оказывается в психиатрической больнице с навязчивой идеей о том, что он виновен в том, что он еврей, где в последствии у.мирает. Только единицы смогли противится стаду, и говорить правду. Таким оказался дед Кости, который на обсуждении шумевшего тогда дела врачей-"убийц в белых халатах", встав за трибуну и начав называть их еврейские фамилии, назвал фамилию Бейлис, давая всем понять, что некоторым выгодно сделать евреев виноватыми. Мораль повести, как мне кажется в том, что не нужно идти на поводу у толпы, уподобляться стаду, становясь его частью, человек должен иметь свое обдуманное и правдивое мнение.
Куда стадо, туда и овца. С волками жить - по волчьи выть. Дураки толпами ходят.