А.Саяпин "Что убьёт твой бизнес? 19 кризисов роста компании"

  • Последние ответы
  • Новые темы

Маруся

Очень злой модератор!
Команда форума
Регистрация
14 Май 2018
Сообщения
112.959
Реакции
100.219
Кризис ресурсов

Вторым проявлением кризиса экспансии можно считать снижение прибыли.

Открытие филиалов требует больших вложений. Чаще всего они значительно превышают суммы, потраченные на открытие первого офиса. Предприниматели здесь уже не скупятся на аутсорсинговые услуги. Они нанимают клининговую службу, транспортную компанию, покупают дорогую мебель и оплачивает широкую рекламную кампанию.


"Открывая первый офис, мы многое вывозили на себе и старались по максимуму сэкономить: искали лучшие цены на мебель, кое-что брали с рук (б/у), сами возили, переносили и собирали столы и шкафы, делали уборку.

Во второй раз мы зашли на рынок с такой широтой души, что звон монет можно было услышать в Саратове и Архангельске. Мы заказали дизайнерский ремонт, дорогую мебель, клининг. Да что там, мы чуть ли не платили соседним риелторам за то, чтобы те помогли нам найти подходящее помещение(!)."


Желание владельца успешной компании за деньги снять с себя бытовые вопросы совершенно понятно. Но разумеется, все это отражается на доходах. Головному офису приходится финансово тянуть еще и филиал, так как тот вряд ли сразу начнет приносить прибыль. Ситуация усугубляется отсутствием в офисе руководителя. Как следствие, доходы компании резко идут вниз. Так проявляется кризис ресурсов.

Кризис ресурсов – падение общей прибыли в силу чрезмерно самоуверенного и недостаточно спланированного вложения денежных средств в развитие.


"В нашем агентстве прибыль упала в три раза. Расходы выросли, так как новый офис «половником черпал из общего котла» деньги. Финансовые поступления же при этом заметно уменьшились из-за ухода ключевых риелторов. Повлияло на это и мое отсутствие в Истре."

Ребенок вырастает и становится самостоятельным. Бизнес – никогда. Им нужно заниматься с момента открытия и до конца времен: поддерживать, менять согласно новым условиям жизни, развивать.

Чтобы преодолеть кризис ресурсов нужно оптимизировать расходы и отказаться от имиджевой рекламы. Сложный период для организации – не время пускать пыль в глаза.

От обучения персонала отказываться не стоит, его можно организовать своими силами. Так как люди в конечном итоге – та движущая сила, которая на себе будет буксировать компанию до выхода из кризиса, они должны находиться в ресурсе, чувствовать уверенность и получать новые актуальные знания, чтобы тут же применять их.
 

Маруся

Очень злой модератор!
Команда форума
Регистрация
14 Май 2018
Сообщения
112.959
Реакции
100.219
Кризис партнерства

Открывать бизнес с партнером намного легче, приятнее и гораздо реалистичнее.

На старте проекта каждый приносит в него свои компетенции, знания и навыки. В процессе работы наличие партнера дает возможность разделить обязанности, а не тащить все одному. Совместно проект развивать быстрее, а часто именно скорость многое решает. Пока одни загорают на песчаных пляжах, другие выходят на рынок и семимильными шагами начинают движение к заветными миллионам. С партнером вы делите не только лавры, но и риски, что морально упрощает работу.

Тратить общие деньги у большинства предпринимателей получается эффективнее, чем свои собственные. Совместный капитал как бы перестает быть лично твоим, в связи с чем пропадает чувство жалости к потраченным суммам. Иррациональная бережливость пропадает, включаются весы здравого смысла. И предприниматели гораздо адекватнее могут ответить на вопрос: нужно им купить/оплатить что-то или нет.

Открытие филиалов требует больших вложений. Чаще всего они значительно превышают суммы, потраченные на открытие первого офиса.

По молодости кажется, что лучше работать в одиночку, чем с горе-коллегой. Единственным способом снять напряжение в партнерских отношениях представляется полный выход из них. И часто именно эта молодость компании и определенная незрелость сооснователей приводит к разрыву.

Но на самом деле партнерство, прежде всего, – это некая стабильность, диверсификация ответственности, усилий, нагрузки. Сооснователи могут быть кратно продуктивнее одного собственника, если грамотно прописать KPI (ключевые показатели эффективности), распределить направления деятельности в соответствии с сильными сторонами каждого и не мешать друг другу.

Беречь партнерские отношения сооснователей важно еще и потому, что найти альтернативу в будущем окажется намного сложнее. В процессе существования компании привлечь человека с ресурсами, равными вашим, крайне тяжело. А значит, будет иметь место покупка одного «партнера» другим. Равноправного партнерства уже не получается.

Вот почему сооснователям имеет смысл старательно сохранять взаимоотношения.

Строить бизнес совместно с кем-то объективно легче, чем одному.

На начальном этапе, когда каждый из партнеров делает свое дело, поддерживает другого, когда вместе вы растете и развиваетесь, все действительно выглядит прекрасно. Но рано или поздно в любой идеальной паре случаются конфликты. Одному из партнеров начинает казаться, что он работает больше другого, что доли в компании распределяются неправильно или кто-то из сооснователей начинает допускать непростительные ошибки. Это приводит к недопониманию, которое со временем становится все обширней. Градус накаляется до тех пор, пока один из партнеров не взрывается.

Кризис партнерства рано или поздно наступает в любой компании. Всегда. Потому что идеальных людей не бывает. И даже идеальные отношения в какой-то момент начинают выводить из равновесия.


"В том, что я начал бизнес с партнером, было много плюсов. Мы оба вложились финансово, поделили риски, распределили обязанности, при необходимости страховали друг друга.

Но со временем появилось недовольство партнерством.

Мы проработали недолго, всего 3 года. А когда разошлись, я чувствовал облегчение и уверенность в том, что смогу справиться со всем сам и показать результат значительно лучше, чем мы давали совместными усилиями.

Сейчас я так не считаю.

В свое время я получил совет, который запомнился мне на долгие годы: искать свою женщину и жениться на ней нужно в молодости, пока у вас еще ничего нет. Потом найти человека под стать и связать с ним жизнь будет уже гораздо сложнее. Если вы в одиночку откроете бизнес, заработаете денег, обзаведетесь недвижимостью, дорогим авто, объедете полмира, достигнете успеха, вам с завидным постоянством будет казаться, что избранницы любят не вас, а ваш толстый кошелек. Но если всего того же достигнуть рука об руку, вы вряд ли будете недовольны претензиями жены на вашу платиновую карту. Вы вообще, скорее всего, будете относиться к этой женщине гораздо бережней, чем к той, что пришла «на все готовое».

В бизнесе так же, только еще сложнее. Честно говоря, найти вторую жену мне было проще, чем сейчас найти партнёра по бизнесу."


Лояльное отношение к партнеру по бизнесу – важная составляющая коммуникации. Между вами регулярно могут возникать недопонимания и даже конфликты. Это нормально, ведь даже проработав вместе десять лет, вы остаетесь разными людьми. Тому, кто оценил все плюсы партнерства и хочет продолжать работать не один, нужно учиться нивелировать разногласия, остужать пыл, включать холодный расчет, сдобренный уважением к оппоненту. В момент злости, гнева, разочарования часто может показаться, что ваш партнер – чистое зло. Но уже спустя час-другой восприятие, скорее всего, изменится. Важно не общаться с партнером под влиянием эмоций и не позволять себе необдуманно рушить отношения.

Партнерство с близкими родственниками – отдельная тема для обсуждения.

Лояльное отношение к партнеру по бизнесу – важная составляющая коммуникации. Между вами регулярно могут возникать недопонимания и даже конфликты. Это нормально, ведь даже проработав вместе десять лет, вы остаетесь разными людьми.

"Не секрет, что я начинал бизнес и долгое время работал со своей первой женой. И наш случай не уникальный. Я знаю множество примеров, когда супруги вместе ведут дела.

Так, одна моя знакомая пара в браке уже восемь лет. У них собственное рекламное агентство – он директор, она заместитель директора. Они круглые сутки вместе – вместе утром, на работе, ночью, на отдыхе – всегда. И они действительно очень крепкая пара.

Я же смог проработать в таком режиме лишь два года.

Говорят, в Японии самые крепкие браки, потому что супруги общаются между собой 15 минут в день – больше просто не успевают. Когда вы находитесь вместе 16 часов из 24, а 8 часов спите, то происходит перенасыщение друг другом. Рабочие вопросы отбрасывают тень на личное общение. Конфликты учащаются, пропадает трепет, и все заканчивается жестким эмоциональным выгоранием."


Совместной работы супругам все-таки лучше избегать (лично из моего опыта).

Конечно, многое зависит и от вашего характера. Но в некоторых вопросах большинство успешных предпринимателей думают и действуют одинаково.

Когда кто-то начинает плохо работать, вы всегда можете его выгнать или устроить выговор. Но уволить жену или маму вы не можете. Вам приходится делать для них исключения и послабления, что негативно сказывается на атмосфере в коллективе. Получается, что вы собственными руками демотивируете сотрудников.

Не исключено, что на вас могут попытаться воздействовать через близкого родственника. Вы будете поддаваться чарам жены и принимать какие-то решения иррационально.

Супругам нельзя вместе работать. Это портит и корпоративную культуру, и брак.

Впрочем, нежелательно работать с родственниками. Расскажу свой пример работы с мамой.


"Мама случайно попала в нашу компанию – закрылся Тушинский рынок, где у нее были торговые точки, и она попросила найти ей новое место в торговом центре. А я вместо этого предложил ей пойти работать к нам.

Со временем она стала руководителем трех офисов. В этом и заключалась ошибка.

Сегодня я бы так же взял ее на работу, но на должность с меньшей управленческой силой. И потратил бы дополнительные месяцы на поиски стороннего специалиста, который занял бы должность управляющего.

И несмотря на то, что я вновь принял бы маму в компанию, я уверен, что работы с родителями следует избегать."


Проблема отцов и детей будет всегда.

Яйцо курицу не учит. Какой же вы руководитель, как вы можете знать лучше, ведь вы же до сих пор их ребенок?

Да, есть мудрые родители, которые признают ваше главенство на работе. Они понимают, что возникают новые технологии, понятия, тенденции. Они даже готовы учиться. Но чаще всего я вижу обратные примеры.

Отношения между партнерами-родственниками портятся практически всегда.


"Когда у меня возникла конфликтная ситуация, мне оказалось проще закрыть офис, чем решить эту проблему. Дело было в следующем: когда показатели во флагманском офисе в Истре начали падать, я приехал разобраться, в чем проблема. Выяснилось, что нарушена методология многих бизнес-процессов, ключевые сотрудники полностью автономны, работают на доверии без какого-либо контроля (казалось бы, хорошо, но что-то было не так). Это касалось всех сфер: как непосредственно сделок, так и взаимодействия с клиентами, документооборотом. И когда я стал рассказывать, «что всё делается не так», то, естественно, критику любимая мама, кроме как в штыки, никак не восприняла. Я понял, что если начну продолжать в том же духе, то «потеряю» маму. И мы решили оставить этот офис «как есть» и открыть новый. Через полгода флагманский офис пришлось закрыть, т. к. он приносил существенные убытки, в то время как новый офис только «расправлял крылья»."

Не менее проблемным моментом в совместной работе становятся другие ваши родственники и друзья, которые просят устроить их, детей, знакомых к вам в компанию. Как правило, в таких случаях приходят совершенно неподготовленные специалисты, а порой даже и необучаемые.

Необходимо рассматривать абсолютно всех на общих условиях. И если кандидат не подходит – отказывать!

Для своего дела я использую еще одну хитрость: даже если есть другие вакансии, я всем говорю, что открыта только одна – риелтор (в случае с другими проектами это может быть, например, вакансия менеджера по продажам). И если ваш сын или брат не готов бегать и искать клиентов, то зачем нам всем терять время.

При приеме на работу друзей и друзей друзей, взаимодействовать с ними нужно только на общих условиях. Обозначить границы стоит сразу, а потом необходимо строго следить за соблюдением договоренностей.


"Сейчас в нашей компании работает жена моего друга. Как-то в общей компании на шашлыках она стала говорить со мной по рабочим вопросам. Мне пришлось остановить ее и закрыть тему, так и не начав отвечать.

В таких случаях я всегда мягко, но категорично ставлю человека на место. И чем быстрее это случится, тем лучше.

У меня работало много друзей, но благодаря моей твердости проблем между нами не возникало."


Вы можете принимать в свою команду друзей, родных, самых близких родственников. Но помните народную мудрость: «Хочешь потерять друга – займи ему денег или возьми к себе на работу».

Однако если у вас выстроились хорошие рабочие отношения, то совместная работа принесет больше пользы для вашего бизнеса, чем вреда.


"Выйти из кризиса у нас не получилось. Частями в течение года я выкупал долю своего партнера и остался единоличным владельцем компании.

Тогда это виделось мне единственно правильным решением.

По прошествии лет я понимаю, что именно стоило предпринять для комфортной совместной работы, а чего делать было категорически нельзя."


Итак, как же избежать данного кризиса?

1. Не заводить отношений на работе.

Близкие личные (дружеские или романтические) связи с сотрудниками приводят к предвзятой оценке работы или к ненадлежащему выполнению своих обязанностей.


"Мой партнер, мягко говоря, пренебрегал этим правилом.

Все происходило по одному и тому же сценарию. Со временем каждая девушка начинала считать, что раз она пассия исполнительного директора, то ей дозволено больше, чем другим – начинала опаздывать, допускать ошибки, хамить, после чего ее приходилось увольнять.

На поиск нового сотрудника уходило много времени и сил. Его приходилось заново обучать, вводить в курс дела, проверять в работе. А вскоре снова попрощаться.

Когда за год нам пришлось поменять трех юристов и двух секретарей, это начало раздражать."


Чтобы кризис партнерства не ударил по компании, нужно следить за корпоративной культурой и не допускать близких личных отношений с большинством сотрудников.

Вы можете принимать в свою команду друзей, родных, самых близких родственников. Но помните народную мудрость: «Хочешь потерять друга – займи ему денег или возьми к себе на работу».

2. Прописывать KPI.

Прописывая показатели эффективности, вы даете себе возможность отследить работу – свою и партнера. Это даст возможность объективно оценить результаты каждого сооснователя и исключит безосновательные обвинения в недоработках.


"По вине партнера мы понесли убытки на полмиллиона рублей. Его промах привел и к большим репутационным рискам, которые легли в том числе и на мои плечи. Для меня это стало ударом.

Но если бы у нас четко был прописан KPI и условия работы каждого, мы бы смогли вычесть с него эту сумму, и конфликт был бы исчерпан."


Для комфортной совместной деятельности важно четко прописывать направления деятельности, определять показатели ее продуктивности, а также обозначать, в чем будет измеряться эффективность и производительность труда каждого из партнеров. Это поможет избежать необъективной оценки работы друг друга.
 

Маруся

Очень злой модератор!
Команда форума
Регистрация
14 Май 2018
Сообщения
112.959
Реакции
100.219
Структурный кризис

У начинающих компаний, если мы говорим о малом бизнесе, самой большой проблемой является отсутствие какой-либо структуры. Все держится на «давай-давай» руководителя, у которого пока еще много энергии, чтобы рваться к цели самому и тащить за собой других. Вместо структуры в этот период чаще всего бывает очень приблизительный план в его голове, что влечет множество проблем, особенно с ростом бизнеса.

Когда в компании работает 5 человек, вы еще можете распределить задачи. Но если их 40, непременно начнется дублирование задач, перекладывание ответственности, проколы в вопросах контроля. Сразу проявляется отсутствие структурной сетки, разбалансировки нагрузки сотрудников, нормировки часа и системы соисполнения. Одни сотрудники будут перегружены, а другие недозагружены. В результате и те и другие будут терять продуктивность: первые из-за расфокусировки на большое количество действий, вторые из-за снижения тонуса и отсутствия постоянной практики в зоне своей ответственности. И заметить это вы можете только случайно. Обнаружить это на системном уровне не удастся.

Когда издержки компании, связанные с такими обстоятельствами, доходят до критической отметки, вы начинаете прописывать должностные инструкции, продумывать и фиксировать на бумаге структуру и иерархию, официально обозначать начальников и подчиненных. Это называется забюрократизированность предприятия.

Чем больше ваша компания, тем больше вы ее забюрократизируете, и тем сложнее станет ее структура. Обратной стороной становятся ситуации, в которых то, что можно было сделать за час, занимает три месяца (как, например, во многих банках).


"Когда в компании появились разные отделы – рекламный, юридический, секретариат, продаж, оформления, стратегического развития, у риелторов стало больше обязанностей, не связанных с их непосредственной деятельностью. Так, рекламное объявление должно было быть согласовано между рекламным, юридическим и стратегическим отделами и утверждено руководством. Риелторы выражали недовольство, их эффективность падала."


Отсутствие структуры позволяет быстро решать вопросы, завязанные на иерархических отношениях и лестнице карьерного роста. Линейный сотрудник может лично задать любой вопрос собственнику организации и получить ответ здесь и сейчас. Это дает преимущество: увеличивается скорость реакции компании на изменения рынка. Но если работа без структуры затянется – это плохо скажется на деятельности фирмы, потому что с ростом контролировать жизненно важные процессы в ее теле становится невозможно. Однако, когда контроль в чрезмерных количествах будет поступать через многочисленные нормативные документы, вы станете слишком забюрократизированными. Работа превратится в перекладывание бумажек, сплошные совещания и согласования. Сотрудники предпочитают не проявлять инициативу и не прилагать творческих усилий, ведь это почти всегда выходит за рамки инструкций. Так проявляется структурный кризис.

Структурный кризис – увеличение размеров компании, повлекшее рост бюрократизации и ухудшение качества работы персонала в целом.

Вы столкнулись именно со структурным кризисом, если:


1. В вашей компании нет структуры и ответственных.

Кто-то допустил ошибку, а кто именно и на каком этапе – непонятно. Например, документы в компании передавались бессистемно: один взял, другой положил.

У всех был доступ к базе, и в один отнюдь не прекрасный момент эти документы пропали.

В таких условиях найти реальных виновных и ответственных невозможно.

2. В компании нет порядка.

Вам сложно прогнозировать и планировать на будущее, потому что вы не ощущаете своих «габаритов»: неадекватно оцениваете финансовые ресурсы и возможности персонала.

Например, вы получаете крупный заказ, но можете только предположить, справитесь с ним или нет. Вы интуитивно рассчитываете результат, но по факту не можете сказать, какая эффективность будет на выходе.

Итак, на одной чаше весов оперативная работа, на другой – контроль и порядок. Выбор кажется сложным, но на самом деле он очевиден. Вы не сможете работать и развиваться дальше без структуры. Такая система долго не проживёт.

Чтобы благополучно пройти структурный кризис нужно поработать в 2 направлениях:

1. Не создавать либо упразднить отделы, излишне усложняющие структуру.

При переходе от отсутствия структуры к работе, выстроенной по строгой иерархии с учетом разделения обязанностей, есть риск раздробить все процессы в компании на очень маленькие составляющие и «раздать» слишком большому количество отделов. Здесь не страшно ошибиться. Главное вовремя это понять и решить проблему.

Корректировать структуру – нормально. Не бойтесь упразднять отделы и переводить важных людей в другое подразделение. Этим не стоит увлекаться, но и терпеть бумажную волокиту тоже контрпродуктивно. Когда элементарные процессы занимают неоправданно большое количество времени, общий выхлоп от всего вашего бизнеса начинает стремиться к нулю. Я уж не говорю об упадническом настроении, которое распространяется среди сотрудников в таких условиях. Это напрямую влияет на их продуктивность, что еще больше увеличивает время на выполнение каждой задачи.


"Когда стало ясно, что разработанная структура не показывает эффективности, мы стали искать огрехи. Ввиду этого многие отделы агентства были упразднены. Например, размещением рекламы и стратегическим планированием начал заниматься один сотрудник. Большинство вопросов сопровождающие отделы стали решать напрямую с руководством.

Путем этих изменений мы пришли к удачной для нас структуре."

Отсутствие структуры позволяет быстро решать оперативные вопросы, но делает невозможным масштабирование компании.

2. Нормировать по времени максимально возможное количество процессов.

Адекватно ограничивая во времени те или иные процессы, вы можете влиять на эффективность отдельных сотрудников, целых отделов и всей организации.

Раньше существовала даже такая специальность – нормировщик трудозатрат. Такие люди помогали в организациях установить обоснованные нормы затрат рабочего времени на те или иные задачи. Трудодела и нормо-часы определялись довольно конкретно, отсюда контролировать работу было проще. Современная интерпретация такой системы – CRM (система взаимоотношений с клиентами). Она предназначена для организации и автоматизации деловых взаимоотношений как внутри компании, так и с внешними заказчиками. Еще система помогает сохранять информацию, чтобы потом с ее помощью улучшать качество бизнес-процессов и анализировать результаты. Звучит практически идеально, если бы не одно «но». В CRM легко интегрировать механические и строго регламентированные действия. Сейчас же многие процессы стали размытыми. Чем больше творческая составляющая в вашем бизнесе, тем сложнее будет нормировать и приводить его к единому знаменателю.

Как понять – за сколько можно нарисовать хороший логотип? Это может занять и 15 минут, и месяц.

Раньше существовала даже такая специальность – нормировщик трудозатрат. Такие люди помогали в организациях установить обоснованные нормы затрат рабочего времени на те или иные задачи.

За сколько можно написать хорошую книгу? Кому-то хватит пары бессонных ночей: Ctrl+C, Ctrl+V и готово. А кому-то понадобится несколько лет. Я свою, например, писал 3 года.

Творческий процесс ошибочно отождествляют только с созданием художественных, музыкальных, литературных произведений. Но, как ни странно, очень многие процессы в агентстве недвижимости именно творческие – то же самое ведение переговоров, сделок. Ввести это в систему очень тяжело. И кроме вас самих мало кто может вам с этим помочь. Специальные конторы, которые занимаются этим, в большинстве случаев выдают «деревянные» решения, при этом берут за них баснословные деньги.

Нормируя некоторые процессы в компании, я вначале делал что-то сам и замерял время, которое уходило на решение проблемы. Исходя из этого получались нормировки для сотрудников. После того как вы сами прошли процесс, можете обучать ему свой персонал. Дальше вам необходимо понаблюдать, насколько успешно сотрудники укладываются в срок. Если на деле становится очевидно, что работать так люди не могут, имеет смысл пересмотреть и откорректировать нормировки. В тех случаях, когда срок, данный на работу, слишком велик (а бывает и такое), его имеет смысл сократить.


"В какой-то момент одной из моих задач было изучение информации по объектам, выставляющимся на торги по банкротству.

Чтобы изучить и проанализировать 1000 объектов, у меня уходило три дня. И я решил делегировать эту работу своей помощнице. Она выполнила за 3 часа, чему я, мягко говоря, был удивлен… и решил перепроверить, действительно ли она серьезно подошла к вопросу.

На проверку я потратил еще 3 дня, но результат меня удивил: погрешность в работе моей помощницы составила 15 % от моих результатов, что ничтожно мало по сравнению с моими временными затратами. Я, разумеется, не допускал мысли, что вернусь к этой задаче и буду выполнять ее самостоятельно. Но также я знал, что три дня, которые я закладывал на ее выполнение, для моего сотрудника – слишком много.

Так у нас появилась новая нормировка на эту задачу – 4 часа."


Упразднение неэффективных отделов и нормировка труда сотрудников поможет держать рабочие процессы под контролем, а людей – в тонусе.
 

Маруся

Очень злой модератор!
Команда форума
Регистрация
14 Май 2018
Сообщения
112.959
Реакции
100.219
Кризис контроля

В бизнесах, где сотрудники имеют прямой доступ к клиентам, часто возникают неприятные ситуации: заказчики отрабатывают тот или иной проект или его часть напрямую со своим менеджером (или любым другим ответственным сотрудником). Таким образом деньги идут в карман сотруднику, а не в общий котёл компании. Подобные ситуации, возникающие на регулярной основе, говорят о кризисе контроля.

Кризис контроля – регулярное возникновение обстоятельств, позволяющих сотрудникам проводить сделки с клиентами компании в обход компании.


"Многие риелторы при первой возможности готовы «сыграть грязно» и получить комиссию в 100 %-ном размере. От этой ситуации проигрывает только собственник агентства.

Проблема обостряется из-за того, что фактически риелтор это – мини-предприниматель. Ценные сотрудники сами получают объекты, сами рекламируют их, продают, регистрируют… А в конце каждый из них думает: «Зачем я отдаю руководителю деньги, которые мог бы забрать сверху нынешней зарплаты, ведь я все сделал сам!».

С учетом того, что в сфере недвижимости порог вхождения очень низкий, такие сотрудники быстро перестают работать по найму и открывают свои агентства. Два стола, компьютер и вывеска – бизнес готов. Никаких глобальных вложений и сложных бизнес-планов. Риски тоже кажутся эфемерной субстанцией.

Из нашего агентства вышло порядка 7 компаний за 10 лет, из них 5 не проработали и года…"


Когда мы открывали отдел аренды, в компании началось просто дикое воровство, которое, как лесной пожар, потом перекинулось и на продажников.

И признаки проблемы проявляются часто задолго до недостач. Если человек начинает воровать, он автоматически начинает защищаться. Чувство вины не дает вести себя по-прежнему даже самым бессовестным хапугам. Так как воровство – общепринятое аморальное деяние, за которое в обществе всегда наказывают, человек, совершивший кражу, сразу просчитывает последствия. Для этого он мысленно допускает, что его поймают за руку. И именно этот вариант развития событий мозг начинает в красках представлять и повторять раз за разом. В итоге даже до того как воровство обнаружится и по компании начнут гулять коварные подозрения, человек, совершивший проступок, начинает выдавать себя. Он готовится к конфликту, а отчасти форсирует события и провоцирует его: ведет себя иначе (не так, как обычно), начинает выступать с замечаниями и придирками к работе компании.

Воровство в компании распространяется быстро, а искоренять его придется сложно и болезненно.

Вот несколько лайфхаков, как с ним бороться.

1. Закладывайте постоянный KPI для сотрудников, вводите нормировку и долгосрочные планы.


"В нашей компании планы обычно формируются в начале года и потом каждые 2–3 месяца корректируются.

Мы строим дорожную карту того, что нам нужно сделать за этот год, например: обновить сайт, выйти в какие-то новые направления, открыть отдел и так далее. После этого по готовой дорожной карте я расписываю сроки и закрепляю за каждой задачей ответственных.

Благодаря этому у сотрудников всегда есть четкие долгосрочные проекты, над которыми они работают вне зависимости от моей активности."


В любой компании непременно должно присутствовать долгосрочное планирование. Именно оно в совокупности с прописанными бизнес-процессами дает вашей компании стабильность, а также понимание и высокий уровень работоспособности для ваших сотрудников.

2. Работайте с системой, автоматически учитывающей клиентов.


"Мы внедрили CRM-систему. В нее автоматически попадают все клиенты, которые обратились к нам в офис. Каждому клиенту назначается ответственный менеджер, именно он будет общаться с человеком. И я в любой момент могу проверить каждый контакт, узнать, кто им занимается или не занимается."


Это не исключает воровство полностью, но дает иллюзию контроля. Если вы можете посвятить время проверке, то с помощью данных в CRM-системе можете выяснить, кто, когда и насколько качественно отработал тот или иной вид.

3. Введите систему завуалированных проверок.


"Мы ввели систему тайных покупателей. Сейчас есть множество сайтов, где за небольшие деньги вы можете нанять людей, которые придут к вам в офис под видом клиентов. Они предлагают откат нашим сотрудникам, а мы наблюдаем, согласятся те или откажутся. Таким образом мы проверяем риелторов на честность.

Когда под сомнение попал сотрудник, который 6 лет работал в компании и показывал высокие результаты, а потом резко скатился по показателям до уровня «ниже среднего», мы решили организовать проверку с помощью тайного покупателя. Нам нужно было выяснить, не начал ли наш сотрудник «левачить». Тогда сотрудник прошел проверку."


Желательно, чтобы завуалированными проверками занимался отдельный человек, который их систематизирует.

4. Привлеките к борьбе с воровством покупателей.


"У нас на сайте долгое время висел баннер: «Вам предложили сделку в обход компании? Ваша сделка будет осуществлена за наш счет».

Так мы мотивировали заказчиков выдавать нечистых на руку специалистов."


Если клиент сообщал, что риелтор оформил сделку втайне от агентства, ему возвращали сумму комиссии.

Но иногда клиенты становились причиной воровства, спусковым крючком, который запускал механизм недостойных действий. Ведь когда кто-то хочет заполучить необходимый товар или услугу дешевле, он иногда сам просит о скидке. Когда речь идет об услугах риелтора, все знают о его комиссии и понимают, что дисконт может получиться из нее. Но ведь куда лучше, если риелтор заберет себе всю сумму от сделки (то есть больше, чем обычно) и поделится выгодой с клиентом.

"Периодически веду сделки, и даже мне поступали предложения от клиентов провести все в обход компании за половину стоимости комиссии."

К счастью, сегодня есть CRM-система, и сделки стало легче контролировать. Она сама распределяет рекламу, клиентов и прочее.

5. Платите достойные деньги.

Высокие ставки призваны не только поощрить сотрудников за хорошую работу, но и замотивировать держаться за свое место и не воровать.

Люди должны быть довольны своей зарплатой. В противном случае воровство станет для них необходимым условием выживания. И также они должны понимать, что получают действительно хорошую зарплату относительно рынка. Стоит им провиниться, они лишаются места и, соответственно, этой привлекательной ставки.


"С гордостью могу сказать, что у меня в агентстве самая высокая комиссия – если человек работает и выполняет план, то он получает 60–70 % от продаж. В нашей отрасли это действительно роскошно. Никто на рынке не платит такую щедрую комиссию, и люди, по моему предположению, должны держаться за эти шикарные условия.

Нет, к сожалению, человеку всегда мало – неважно, 70 % или 90 %, если есть возможность украсть 100 %, он украдет.

Однако я уверен, что определенный процент тех, кто мог бы воровать из моего кармана, таким образом удалось нейтрализовать."

Люди должны быть довольны своей зарплатой. В противном случае воровство станет для них необходимым условием выживания.

Воровство действительно серьезный проступок, который, скорее всего, повторится на следующем месте работы. К тому же аморальное поведение таких людей может нанести урон не только новому начальнику, но и конечному клиенту.


"Недавно мне позвонили и спросили, работает ли у нас сотрудник А.

Неожиданно было услышать это имя, ведь мы попрощались с ним 8 лет назад. Он был уволен за воровство.

Оказалось, что люди, которые мне позвонили, вели сделку с А., и действовал он от лица нашей компании. В итоге возникла серьезная проблема: документы зависли на три месяца с приостановкой. Горе-риелтор ничего не мог с этим поделать.

Мы помогли клиентам и вытащили сделку.

После чего я повторно распространил информацию о том, что сотрудник А. у нас не работает и использует доброе имя нашей компании без каких-либо оснований."


Уличенных в воровстве сотрудников лучше увольнять сразу, причем с «волчьим билетом». Если вы можете распространить информацию о недобросовестной работе или серьезном проступке бывшего работника, это не будет лишним.


"Мы заносим тех, кого ловим на воровстве, во всевозможные базы и черные списки, доводим до сведения гильдии риелторов информацию о непорядочности и неблагонадежности такого сотрудника. После этого человеку крайне сложно устроиться в другую компанию.

Но я считаю это необходимым для поддержания общей экологичности нашего бизнеса. Ведь никто не знает, как поведет себя человек, который способен украсть у своей организации. Сегодня он запускает руку в карман руководителя, а завтра проворачивает темные дела, забирает деньги клиентов и отбрасывает тень на всю индустрию.

Риелторами должны работать честные, порядочные и ответственные люди."


Это еще и увещевание для других сотрудников, чтобы понимали: если будут воровать, получат по полной.

Не менее важными являются и профилактические меры по контролю. И здесь мы снова возвращаемся к использованию CRM-системы. В идеале она должна быть настроена так, чтобы все звонки с рабочего телефона записывались и была видна история переговоров. Вы должны иметь возможность в любой момент прослушать разговор сотрудника.

Это не исключает вероятность того, что сотрудник будет работать «в черную» со своего телефона. Чтобы минимизировать такую вероятность, работника надо загружать так, чтобы не было времени посмотреть в сторону.

Большое количество работы + достойная зарплата = довольные сотрудники, преданные организации.

Но у кризиса контроля есть и обратная сторона. Напуганные сотрудники, постоянно находящиеся под тотальным контролем «большого брата», становятся безынициативными, подавленными и аморфными. Для создания в коллективе доверительной атмосферы нужно устраивать неформальные корпоративные мероприятия: пикники и праздники. А также делать упор на мотивирующие меры: внутренние конкурсы, премии, гранты.
 

Маруся

Очень злой модератор!
Команда форума
Регистрация
14 Май 2018
Сообщения
112.959
Реакции
100.219
Кризис волатильности

Организация, как живой организм, постоянно меняется, растет, развивается, деградирует, терпит ампутацию конечностей (отделов), операции по замене органов (руководящего менеджмента) и другие метаморфозы. Но не только внутренние изменения влияют на ее работу. Внешняя среда активно подкидывает сюрпризы в виде экономических кризисов, технологических революций, политических конфликтов, новых открытий. Это как эффект бабочки. Казалось бы незначительное событие, произошедшее на другом конце земного шара, может повлиять на работу организации и иметь большие, непредсказуемые последствия.

У кризиса контроля есть и обратная сторона. Напуганные сотрудники, постоянно находящиеся под тотальным контролем «большого брата», становятся безынициативными, подавленными и аморфными.

Нынешний мир меняется стремительно, чуть ли не каждую неделю вокруг нас принимаются значимые решения и случаются явления, которые могут изменить ситуацию в компании. Вот почему представителям бизнеса нужно быть мобильными и гибкими. Вы должны быть готовы адаптироваться к новым условиям, будь то военный конфликт, санкции, пандемия и самоизоляция, создание прогрессивной технологии, новой площадки, приход на рынок сильного игрока или прорыв, который совершили конкуренты. Однако иногда люди, даже понимая необходимость изменений, не могут адаптироваться к новым условиям и трансформировать свой подход. В этом и заключается кризис волатильности.

Кризис волатильности – трудности в перестройке стратегии ведения рабочей деятельности сотрудниками в условиях колеблющегося нестабильного рынка.


"До 2008 года рынок недвижимости складывался следующим образом – цены постоянно росли, и риелторы брали объект за любые деньги. Условно, объект начинали продавать за 4 миллиона рублей, а через месяц он уже стоил 4,5 миллиона. Его держали 2–3 месяца и выставляли на продажу. За это время цена объекта вырастала до 5,5 миллионов по рынку, но отдавали его за 5. И все были счастливы: покупатели приобретали желаемую недвижимость на полмиллиона дешевле, продавец получал свои 4,5 миллиона, и риелтор становился богаче на полмиллиона. Отличная схема.

Однако в 2008 году цены на недвижимость начали падать и сломали старую схему: человек хочет 4,5 миллиона, его объект стоит 4 миллиона, а через 2–3 месяца – уже 3,5 миллиона рублей.

Реклама стоила отчаянно дорого, спроса на объекты не было, цены стремительно катились вниз. Покупатели закрывали кошельки и убирали их подальше, потому что приобретать что-либо в таких условиях им было просто неинтересно. Продавцы недовольно роптали на судьбу, без шанса выручить за свою недвижимость желанные суммы. А риелторам вообще было нечего делать. Рынок замер. Все чего-то ждали.

Но было 10 % людей, которым срочно надо было продавать – либо у них были супервыгодные сделки, либо ситуация уже была патовая, в любом случае, избавиться от объекта и получить деньги было необходимо.

Мы с самого начала честно объясняли, что рыночная цена сейчас такая, и, скорее всего, она еще будет падать. Предлагали стартовать с этой цены, и если клиенты хотели бы выше, они могли либо сами оплатить рекламу, либо отказаться от работы с нами.

70 % людей согласилось с нашей ценой, 10 % – оплачивали рекламу, 20 % – шли дальше самостоятельно и искали другие варианты.

Мы, в свою очередь, брали лишь 3–5 % комиссии (в зависимости от объекта), но закладывали ее уже в тело продаж, тем самым очень сильно выигрывали в сравнении с конкурентами. На кризисном рынке всегда торгуются, но нам уже не было необходимости согласовывать понижения или повышения. Мы сделали так, что наша комиссия не затрагивалась. Это позволило нам успешно работать самим и давать выгодные условия клиентам. Именно во время кризиса 2008 года мы открыли первый офис и стали бурно расти и развиваться."

Кризис – это, прежде всего, новые возможности. Тот, кто пытается в такие периоды работать по-старому, вряд ли сможет добиться успеха. Здесь необходимо менять подход, тестировать новые варианты работы, вселять уверенность в сотрудников и поддерживать боевой дух команды.


"И вот во время очередного кризиса в 2014 году я, полный уверенности, окрыленный предыдущим успешным опытом, выступаю перед своими сотрудниками и в красках расписываю, как мы будем работать.

Необходимо обзвонить всех клиентов, объяснить особенности текущей ситуации, предложить один из 3 вариантов: снизить цены, оплачивать рекламу или расстаться.

Сотрудники слушают с видимым оживлением и соглашаются с планом действий.

Но спустя неделю ничего не произошло.

Наши конкуренты в 2008 году именно так и закрывались: они не сразу осознали происходящее и просто бездействовали, или пытались активно работать по накатанной, и в конечном итоге разорялись. За год тогда закрылась примерно половина агентств.

А сейчас то же самое происходило прямо у меня под носом.

Новые попытки встряхнуть коллектив не давали результата. Я бился о глухую стену, пока не понял: за то время, пока на рынке все было спокойно, мои сотрудники разучились работать. Все это время они расслаблялись на входящем трафике, не работали с клиентами, а выставляли цены, которые рано или поздно выстреливали. То есть им ничего не нужно было делать, просто ждать."


Если ваши сотрудники привыкли идти привычными путями, переобучить их будет очень сложно (читайте – невозможно). Вы можете тратить силы, создавать стратегии, которые могли бы даже привести компанию к успеху, но те просто не будут реализовываться.


"Тогда я принял решение собрать более-менее талантливых менеджеров и открыть новый филиал. Мы оставили 3 или 4 офиса, где так или иначе по-старому или по-новому, но двигалась работа, и открыли еще 2. Благо на тот момент у нас были для этого ресурсы.

В новые офисы с 0 начали набирать людей, по-новому их обучать, и именно эти офисы стали продавать несмотря на то, что все сотрудники были новичками и вроде как с меньшим опытом. А старые офисы постепенно неизбежно закрывались.

Произошла ротация – тех людей, которых мы пытались переобучить, не стало. Выжили только новые сотрудники."


Чтобы такой закостенелости у ваших сотрудников не образовывалось, в качестве профилактических мер внедряйте постоянное обучение и новые технологии.

Чтобы преуспеть, вам нужно постоянно быть готовым к изменениям. Меняются законы, конъюнктура, люди, и нужно соответствовать этим метаморфозам.

Бизнес – это постоянный процесс изменений. И вы должны подготавливать к этому свою компанию. Это сложно и дорого. В процессе рутинной работы это кажется второстепенной задачей. Но если не готовиться сейчас, в будущем вас постигнет горькое разочарование. Изменения наступят и вам придется на них отреагировать, подстроиться под новые реалии или закрыться.

Избежать кризиса волатильности помогут следующие меры:

Готовьтесь морально и материально.

Заложите в бюджет определенную фиксированную сумму на обучение и развитие своих сотрудников. Это может быть 10 % от прибыли или от оборота, которые стабильно будут расходоваться на прокачку вашей команды и поддержание общего тонуса и состояния мобильности работников компании. Расходуйте средства по назначению!

Бизнес – это постоянный процесс изменений. И вы должны подготавливать к этому свою компанию. Это сложно и дорого. В процессе рутинной работы это кажется второстепенной задачей. Но если не готовиться сейчас, в будущем вас постигнет горькое разочарование.

"Почти каждую субботу наш офис превращался в залитую софитами сцену шоу TED. К нам приходили спикеры, профессионалы своего дела, выдающиеся личности и рассказывали что-то интересное и полезное.

По понедельникам на общем собрании мы обсуждали услышанное и решали, что из этого будем внедрять. А чтобы нововведения действительно заработали, мы конкретизировали итоговые результаты и назначали призы за их достижение."


Действуйте сразу.

Если в кризисный момент вы почувствуете, что старые сотрудники не хотят работать по-новому, воспользуйтесь моим лайфхаком – откройте новый офис. Не ждите, когда наступит полный апокалипсис, начинайте двигаться сразу. Если бы я начал шевелиться спустя год, денег на открытие новых офисов уже наверняка не осталось бы.

Держите руку на пульсе.

Общаясь с бизнесменами, предпринимателями из других отраслей, вы можете видеть не только перспективы своей ниши, но и всю картинку в целом. Есть традиционно наиболее передовые сферы – банки, автодилеры, у которых принято использовать зарубежные технологии и перенимать европейский опыт. Они более подкованы в маркетинге, брендинге, антикризисном управлении и инновационных направлениях.


"Такие передовые технологии, как, например, блокчейн, в первую очередь приходят в банковскую сферу, и только спустя 4–6 лет (сейчас, благо, эти сроки сокращаются), добираются до недвижимости. Если первые операции по технологии блокчейн банки начали делать 3 года назад, то у нас электронные сделки только-только начали вводиться с большим трудом. Люди не получают на руки подтверждения проведенной операции, которое можно было бы потрогать, положить в файл и отправить в дальний угол покрываться пылью. Это вызывает у них дискомфорт, дополнительные вопросы и массу недоверия. Такое отношение сильно тормозит развитие и восприятие сделок нового формата."


То есть теоретически сегодня любую сделку можно зарегистрировать онлайн, но эту возможность игнорируют миллионы организаций. Так целые отрасли отстают в развитии.

Помимо заимствования передовых технологий, общение с предпринимателями из других отраслей способствует определению надвигающихся тенденций в целом на рынке.


"Так как только на рынке б/у запчастей происходит всплеск – это первый сигнал о том, что в стране надвигается кризис. У людей просто нет денег обслуживать машины у официальных дилеров, и они начинают искать и менять запчасти самостоятельно. Соответственно, мы считываем этот сигнал и ожидаем спада в других отраслях."


Смотрите по сторонам.

Вы не должны ориентироваться только на свою статистику. Только анализируя общую ситуацию и сравнивая себя с другими смежными отраслями, вы можете увидеть картину в целом. А она даст вам действительно реальный шанс прогнозировать ситуацию наперед и оставаться на плаву, когда конкуренты благополучно пойдут ко дну.
 

Маруся

Очень злой модератор!
Команда форума
Регистрация
14 Май 2018
Сообщения
112.959
Реакции
100.219
Кризис выгорания руководителя

Руководитель бизнеса, предприниматель, является сердцем проекта. Именно он разгоняет кровь в организме своей компании, направляет ее, поддерживает работоспособность всех органов и, в конечном итоге, пожинает горькие плоды неудач или результаты успехов.

Достигнув желаемого финансового уровня и завоевав репутацию в отрасли, основатель часто не знает, куда стремиться дальше. Зачастую линейное развитие таких людей просто не интересует. Они перестают вникать в текущие дела компании, а зачастую даже новые разработки и направления не привлекают их внимание.

По данным опроса, который я проводил среди руководителей успешных бизнес-проектов, такая проблема существует у 6 из 10 респондентов.

Необъяснимое несоответствие: предприниматель, который кажется добился всего, о чем только можно мечтать, внутренне подавлен. И ни успехи компании, ни отдых или развлечения, не помогают ему вернуться в нужную форму и ресурсное состояние.

Когда руководитель «сдувается», у него пропадает запал работать, а следом мотивация улетучивается и у персонала. В компании пропадают оригинальные стратегии, и инновационные предложения от собственника больше не поступают. Сотрудники продолжают работать и даже по инерции проявляют инициативу. Но она не встречает ожидаемой реакции от предпринимателя и со временем сходит на нет.


"Я являюсь живым примером успешного предпринимателя, который на пике развития своей сети агентств недвижимости фактически потерял цель и мотивацию в жизни. И достаточно долгое время не мог найти себя!

Я чем-то занимался. Мы создали бизнес-инкубатор, чтобы попробовать диверсифицироваться и найти вдохновение на новые проекты. Путешествия, строительство дома, аспирантура и многое другое… не мое. Совсем не то, что мне было нужно.

За это время я занимался с лучшими психоаналитиками, психологами, кинезиологами и коучами, которые «вытаскивали» из кризисов ТОП-менеджеров «нефтянки», но меня не смогли!..

Итак, спустя 5 лет я придумал систему, которая вернула меня к «жизни», дала драйв и вектор развития."


Мы бездействуем из-за того, что бизнес, проекты, планы, люди, места нас больше не мотивируют. Мы можем что-то сделать и должны, но не хотим и еле-еле делаем или не делаем вовсе.

А хотим мы делать что-то, чего не видим и не знаем!

И основной смысл заключается в том, что мы, развивая свое мышление, видение и окружение, стараемся подняться и посмотреть чуть дальше, за границу нашего текущего восприятия.

ШАГ 1. «Осознание» себя и своего места в этом мире: понять, наконец, что для тебя важно и мотивирует, а что второстепенно и вгоняет в депрессию.

ШАГ 2. Постановка цели и акцент на стратегически важных моментах! Ведь в рутине текущего мы часто не успеваем сделать то, что не горит, но по-настоящему продвигает нас. Будь то написание книги, изучение языка или зарядка для глаз!

Когда у руководителя пропадает запал работать, следом мотивация улетучивается и у персонала.

ШАГ 3. Оздоровление организма. Чтобы развиваться, нужно держать свое тело в тонусе: регулярные тренировки, режим дня и правильное питание – основа моей концепции!

ШАГ 4. Поглощение знаний.

Ровно так же, как новые эмоции, знания заставляют людей шевелиться, применять, пробовать снова. Они разгоняют кровь.

ШАГ 5. Команда единомышленников!

Очень важно ощущать, что ты не один на этом трудном пути. Каждому нужны наставники и соратники. Но найти их не так-то просто.

Может быть, поэтому я создал проект по саморазвитию LevelUp – советую о нем почитать на сайте Система мотивации и развития человека. Доступ к нему по запросу мы предоставляем бесплатно. Простой метод из 5 шагов и глубокой проработкой каждого еще никогда меня не подводил. Но кроме него можно принять еще ряд мер.

Чтобы снизить влияние кризиса выгорания руководителя, нужно привлекать к управлению компанией сторонних управляющих. Менеджеры по развитию могут привнести в потускневшую компанию блеск и огненный настрой, а также много интересных идей.

Они никогда не будут так же хороши, как основатель компании, но они будут профессионально выполнять свое дело и, вероятно, помогут вашей компании продолжить работу.

И основной смысл заключается в том, что мы, развивая свое мышление, видение и окружение, стараемся подняться и посмотреть чуть дальше, за границу нашего текущего восприятия.

"Когда ситуация стала заметно ухудшаться, было решено взять в компанию управляющих менеджеров по развитию. Они пришли с большим количеством дельных предложений и ворохом идей. Однако из-за проблемы «принципал-агент» и отсутствия горящих глаз у наемных управленцев, проекты не были доведены до конца.

Тем не менее этот шаг позволил нашей компании на долгий период удерживать лидирующие позиции в регионе."
 

Маруся

Очень злой модератор!
Команда форума
Регистрация
14 Май 2018
Сообщения
112.959
Реакции
100.219
Заключение

Закрывая одну потребность компании, мы обнажаем другую. Успешно разрешая одну ситуацию, при этом вскрываем еще несколько новых, которые также требуют внимания.

Все проблемы решить невозможно. Но можно сформировать новый стиль мышления.

Вокруг нас миллион возможностей, и каждая возможность таит в себе кризис.

Кто-то боится кризисов и предпочитает топтаться на месте. Ничего не делать, чтобы не сделать хуже. Не рисковать. Чувствовать стабильность, при этом наблюдая, как мимо проносятся маневренные, уверенные в себе, бесстрашные конкуренты.

А кто-то готов проходить на полных оборотах каждый сложный этап в развитии компании, искать решения и в конечном итоге опережать на поворотах даже тех, на кого когда-то равнялся.

А каким руководителем будете вы?