Ярослав, у вас есть тема об анозогнозии, психических защитах?
с примерами?
Щит личности
Одной из концепций, предложенных Фрейдом в 1926 году, является идея «защитных механизмов личности», к которым прибегает человек, столкнувшись с информацией или опытом, которые, в свою очередь, нарушают его видение самого себя.
Яркими примерами такого механизма является «вытеснение», «отрицание», проекция», «рационализация, «сублимация», «реактивное образование».
Вытеснение (мотивированное забывание) – представляет собой процесс исключения из сознания мыслей и чувств, причиняющих страдания.
Отрицание – бессознательный отказ допустить существование определенных событий, переживаний и ощущений, которые причинили бы человеку боль при их признании.
Проекция – это процесс, в результате которого внутреннее ошибочно воспринимается как приходящее извне, т. е. посредством проекции индивид приписывает собственные неприемлемые мысли, установки, желания другим людям.
Рационализация - ложная аргументация, благодаря которой иррациональное поведение начинает выглядеть вполне разумным и оправданным в глазах окружающих.
Реактивное образование – механизм, служащий для предотвращения проявления неприемлемых желаний и чувств благодаря развитию противоположных им установок и форм поведения. Механизм формирования реакции реализуется двухступенчато: сначала неприемлемый импульс подавляется (вытесняется), затем на уровне сознания появляется противоположный ему импульс.
Сублимация расценивается как здоровое средство разрешения психологических трудностей за счет трансформации сексуальной или агрессивной энергии в художественное или интеллектуальное творчество.
Неврологическое объяснение: анозогнозия
Хотя идея защитных механизмов и казалась разумной, все защитные типы соответствовали опыту клинической практики, экспериментальное подтверждение их было чрезвычайно сложной задачей. Проблему эту решила неврология, а точнее, неврологическое расстройство – анозогнозия.
Анозогнозия (новолат. аnosognosia) отсутствие критической оценки больным своего дефекта либо заболевания (паралича, снижения зрения, слуха и т.д.), наблюдается преимущественно при поражении правой теменной доли головного мозга. (2)
Под анозогнозией в психиатрии понимается такое состояние больного, когда тот не осознает наличия у себя наличия психического расстройства (либо дефекта), может выступать против проведения соответствующего лечения. Анозогнозия в одних случаях может указывать на тяжелое психическое расстройство с нарушением критики (слабоумие, маниакальный синдром, бредовый или корсаковский психоз), в других - на склад личности больного (например, при алкоголизме) или на то, что он применяет механизмы психологической защиты, например, под влиянием чувства вины. (3)
Для полного понимания данного неврологического расстройства следует привести несколько примеров реакции пациентов с анозогнозией (с парализованной половиной тела), которые демонстрируют различные защитные механизмы:
Вытеснение - пациенты, которые после долгих попыток и нажимов принуждались к признанию факта, что они действительно парализованы, спустя несколько минут «забывали» о ситуации информирования об их соматическом состоянии, вытесняя касающиеся ее воспоминания.
Отрицание - пациент заявляет, что он может нормально двигать парализованной рукой.
Проекция - некоторые пациенты приписывали парализованную часть тела своим родственникам или умершим, при этом подчеркивая, что их собственное тело полностью функционально.
Рационализация - когда пациентов просили поднять парализованную руку, не в состоянии это сделать, они оправдывались артритом, усталостью, нежеланием этого сделать.
Реактивное образование - пациенты старались демонстрировать возможности непарализованной части тела (например, поднимаю тяжелую мебель), при этом утверждая, что другая их часть тела еще более сильная.
Перечисленные выше защитные механизмы, демонстрируемые пациентами, не являются исчерпывающими, однако заявленные примеры хорошо иллюстрируют суть анозогнозии.
Наркологическая проблема
Анозогнозия алкогольная (наркотическая) - утрата сознания болезни у пациентов с зависимостью от ПАВ (психоактивных веществ) в силу их неспособности принять факт заболевания и осознать связанные с последним расстройства личности и поведения. Принятие факта наличия у больного зависимости значительно снижает его самооценку, а также вызывает чувство вины или обреченности.
Стремясь сохранить свои представления о мире и самом себе, зависимый больной строит систему психологической защиты. При этом собственный негативный опыт искажается или игнорируется полностью, а структура личности становится все более ригидной.
Зависимые пациенты склонны к
рационализации и
проекции, то есть к тому, чтобы всю ответственность за появление собственных проблем возлагать на окружающих людей, на неудачные или печальные обстоятельства своей жизни, объяснять свое неадекватное поведение таким образом, что оно вытекает из них с неумолимой неизбежностью и потому не может рассматриваться как патологическое явление. Неспособность к критическому самовосприятию у таких пациентов связано с активируемыми чувством вины некоторыми психологическими защитами, такими, как
вытеснение,
отрицание, что происходит под влиянием бессознательных механизмов. (3)
На формирование анозогнозии у наркологических больных значительное влияние оказывает терпимость современного общества к легализированным наркотикам (никотин, алкоголь), попытки легализации производства и продажи каннабиса в некоторых странах, а также престижность принадлежности к "наркоманической субкультуре" творческих, элитарных и криминальных слоев молодежи. (4)
Говоря о терапевтических возможностях, следует отметить, что лечение подразумевает коррекцию самосознания зависимых больных, достижение сбалансированности и гармоничности различных его сторон (соматической, социальной, психической, духовной), а, следовательно, и уменьшение выраженности анозогнозии. Значимость преодоления анозогнозии определяет эффективность терапевтических мероприятий, качество и устойчивость ремиссий. Поэтому психотерапия является основным методом воздействия на стержневой клинический феномен, поддерживающий зависимость от ПАВ.
Наиболее значительное улучшение достигалось с помощью психотерапии в малых группах, в которых использовались эффекты группового взаимодействия в ходе открытых дискуссий, ролевых игр и тренингов.